Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
Почти каждый казахстанец хоть раз в жизни сталкивался с кредитом, поэтому предоставленная ниже информация будет полезна всем. С недавних пор казахстанские банки обязали перед оформлением кредита предоставлять клиентам памятку с полной информацией о займе. Что она должна содержать, передает Нурфин.
Некоторые банковские клиенты при оформлении кредита акцентируют внимание только на его сумме и размере ежемесячного платежа. Но, чтобы сравнить условия в разных банках, этого бывает мало.
Раньше при предварительном одобрении некоторые банки предоставляли клиентам распечатку, где были сопоставлены возможные сроки займа и соответствующие им размеры ежемесячных платежей.
Одни потенциальные заемщики сами считали переплату, перемножая имеющиеся данные, а другие выбирали удобный график и не задумывались о процентах. Но теперь вся необходимая информация должна быть написана на памятке для заемщика, которая является полноценным банковским документом.
Такие правила были введены законом с первого апреля текущего года для всех работающих в Казахстане банках.
Какую информацию должна содержать в себе памятка
Заемщик в первую очередь должен знать точную сумму переплаты по кредиту. В связи с этим в листке с краткими сведениями о займе должна содержаться следующая информация:
1. Сумма и валюта кредита. Это деньги, которые клиенту выдают на руки, если нет каких-либо комиссий.
2. Размеры комиссий, связанных с выдачей и обслуживанием займа. Эти деньги клиент платит с суммы одобренного кредита.
3. Срок, на который выдан заем.
4. Количество платежей, которое должно совпадать со сроком кредита в месяцах.
5. Вид и размер реальной годовой ставки вознаграждения. Она может исчисляться, как в процентах, так и в фиксированной сумме.
6. Общая сумма, которую клиент погасит в конце срока, если будет платить долг по графику.
7. Итоговая сумма вознаграждения. По идее, это должна быть полная переплата по кредиту, включая проценты и комиссии.
8. Виды и размеры пеней и штрафов. Иногда нужно заплатить неустойку не только при просрочке кредита, но и за его нецелевое использование или за то, что не был вовремя продлен договор страхования, как, например, при автокредитовании.
9. Далее должно быть прописано, нужно ли в обязательном порядке оформлять договор страхования, и как часто его нужно продлевать.
10. Контактные данные банка.
То есть в этой памятке должны быть представлены все расчеты, которые могут пригодиться клиентам при выборе вида кредита и банка.
Менеджер должен составить этот информационный лист перед оформлением займа, основываясь на данных о доходах и других кредитах клиента, которые он предоставил в устной форме. Также эта памятка должна быть приложена к договору займа после его оформления.
Договор, к слову, должен в обязательном порядке содержать на титульной странице информацию о сумме, сроке займа и процентной ставке. То есть эти данные клиент не должен искать где-то внутри.