Вещание радиостанций «Голос Америки» и «Радио Свобода» в США прекращено после решения президента Дональда Трампа приостановить финансирование Агентства по глобальным медиа (USAGM). Этот шаг стал частью масштабного сокращения госрасходов.
Казахстанские власти годами выражали недовольство чрезмерным использованием смартфонов во время занятий, мотивируя это тем, что из-за этого школьная программа может пройти "мимо ушей". 23 февраля в Казахстане законодательно запретили использовать сотовые телефоны и гаджеты во время уроков в школе.
Нововведения, надеются депутаты и министерство просвещения, помогут детям лучше сосредоточиться на занятиях. Отметим, что в новых правилах нет запрета на использования телефона во время перемен.
Сегодня адаптация к новым технологиям важна как никогда. Это признают и родители, которые поддерживают идею запрета использования телефона на уроках. Но они против полного лишения смартфона. И в первую очередь это связано с безопасностью.
Житель Астаны, отец двоих детей:
Полностью запрещать детям пользоваться телефоном нельзя. Это безопасность и связь с родителями. Запрет использования на уроках - такое решение я однозначно поддерживаю. Смартфоны отвлекают школьников и делают работу учителя бесполезной.
Айтасова Наргиз, жительница Астаны, мать троих детей:
В целом это скорее хорошее решение, нежели плохое. Но есть и вторая сторона - в школах бывают разные инциденты и случаи, а с помощью телефонов дети могут запечатлеть момент в какой-либо опасной ситуации. Ну, допустим, учитель себя ведет неадекватно. Ребенок не сможет это доказать без телефона, а мы знаем, что в большинстве случаев верят больше учителю, чем ребенку, из-за его авторитета. Нужно комплексно подходить к организационным моментам школы, везде должны быть видеокамеры. Также нужен более тщательный отбор учителей не только по профессиональной пригодности, но и должна быть проверка психологической составляющей педагога. Такой подход помог бы минимизировать неприятные инциденты в школах. Одновременно с этим нужно отметить, что и школьники могут злоупотреблять использованием телефона. В нашей семье телефон - это больше средство связи. Пришел в школу, написал: все хорошо, вышел из школы, написал: все хорошо.
Сейтханова Замира, мать двоих детей:
Я не против того, что телефоны забирают у детей. Человек, который работает в школе - не с улицы пришел, и раз уж я отправляю своего ребенка туда, то соответственное доверие уже есть. Я считаю, что дети должны поменьше отвлекаться на телефоны и больше сосредоточиться на учебе. Как мать я знаю, что дети, имея телефон в кармане, будут думать о том, как бы незаметно от учителя им воспользоваться. Если же ситуация срочная, всегда есть перемены, во время которых ребенок может связаться с родителем”.
Гулсая Каримова, мать двоих детей:
Не совсем поддерживаю решение отнимать телефоны у детей. Этот вопрос можно проконтролировать, например, держать смартфон в кармане и не пользоваться им без надобности. Ситуации бывают разные, поэтому будет хорошо, если у ребенка останется телефон на случай крайней надобности, либо же в случае буллинга со стороны учителя или других детей. С помощью камеры телефона он может доказать свою правоту.
Среди казахстанцев также бытует мнение, что "раньше было лучше", подразумевая под этим то, что школьники чувствовали себя в безопасности и без смартфонов. Опрошенные нами родители с таким мнением не согласились, заявив, что в современном мире нельзя жить прошлым. Но и они отмечают несомненную пользу гаджетов, когда речь идет о связи и коммуникации с ребенком.
Ежегодно в Казахстане пропадают около 1,5 тыс. человек, 20% из них - дети. Правоохранительные органы отмечают, что поиск пропавших может затянуться из-за плохой коммуникации и недостоверной информации от потерпевших.
Сами школьники с этим законом не согласны. Отмечают, что телефон не всегда для развлечений. А иногда даже способ доказать факты буллинга со стороны педагогов.
Фото публикуется с разрешения родителей
Телефон может быть нужен и во время урока. А если учитель некомпетентно выражается насчет ученика: оскорбляет его, принижает, выбирает “фаворитов” среди детей, то такие моменты нужно доказывать с помощью камеры телефона. Поэтому я не считаю, что лишать детей смартфонов - правильное решение, - говорит школьник из Астаны Алихан Сатыбалдин.
С этим мнением еще во время обсуждения закона соглашалась магистр психологии, руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева.
Как представитель общественной организации, работающей с буллингом, считаю этот пункт неправомерным. Сейчас дети при помощи мобильных устройств фиксируют факты буллинга со стороны педагогов, и эти видео являются единственными доказательствами. Если не разрешить детям использование мобильных телефонов, они не смогут фиксировать нарушения их безопасности, педагоги будут и дальше продолжать использовать некорректные методы воспитания, – отмечала Богатырёва.
Валентина Меженская, преподаватель казахского языка в школе Nota School:
Я работаю в школе, где существует правило: ученики оставляют телефоны в специальном боксе и на протяжении уроков не могут их брать. Они могут их использовать только в специальное для этого время. Полностью поддерживаю данную идею. Исходя из того, что ученик на уроках держит телефон рядом, соответственно, никакого фокуса на самом предмете. Если кто-то напишет что-то отправит, тут же появляется в голове вопрос: “А что там?” и мысли уже совершенно в другом месте. Также злоупотребление телефоном во время выполнения домашнего задания - не очень хорошая тенденция. Домашнее задание - это тренировка, которая необходима для того, чтобы закрепился пройденный материал. Когда ребенок просто списывает, то смысла в этом нет. В школе нужно убирать подальше все отвлекающие факторы. Это не должно быть принудительно, а по-собственному желанию ребенка или же чтобы вся школа была на равных условиях и существовали определенные правила, которые четко и ясно дают понять ребенку, в какое время и как он может распоряжаться своим телефоном на занятиях. По поводу возможного нетактичного поведения со стороны учителей - эти действия детям необязательно снимать самим. Во многих школах уже давно есть камеры, которые фиксируют подобные нарушения. Родители всегда должны слушать и слышать своего ребенка и узнавать, как дела в школе, потому что такие нарушения, как правило, систематичны и не случаются единожды. Поэтому говорите со своим ребенком, узнавайте, как обстоят его взаимоотношения не только с преподавателями, но и с одноклассниками.
Стоит добавить, что учителя и педагоги не раз вели себя неподобающе именно во время уроков. В пример можно привести резонансный случай из октября 2023 года - тогда учитель села Жибек Жолы позволяла себе бить школьника головой о доску.
Дети сняли происходящее на камеру смартфона, и женщина получила заслуженное увольнение. Кто знает, не почувствуют ли педагоги "свободу", зная о том, что их действия больше нельзя зафиксировать и доказать?
Как мы видим, родители, педагоги и сами дети немного расходятся в решении довольно чуткого вопроса. Будем надеяться, что новое правило лишь положительно скажется на образовании будущего нашей страны.