Полицейские задержали 47-летнего пассажира авиарейса сообщением «Астана-Усть-Каменогорск»
21 июля 2024 года авиакомпания FlyArystan, дочерняя компания Air Astana, оставила девочку по имени Зере в аэропорту, несмотря на наличие всех необходимых документов и билетов. Мать девочки обратилась в суд, который постановил выплатить 5 млн тенге моральной компенсации. Air Astana не согласилась с решением суда и подала апелляцию.
13 января 2025 года завершилось рассмотрение апелляционной жалобы, и судебная коллегия оставила решение суда первой инстанции без изменений.
Корреспондент ZTB NEWS поговорил с адвокатом семьи, Данильханом Шагатаевым, который рассказал, почему это, на первый взгляд, обыденное дело имеет особое значение для казахстанцев.
По его словам, в суде представители авиакомпании утверждали, что компенсация в 5 млн тенге является чрезмерно высокой и просили снизить ее до 1,5 млн тенге. Они также ссылались на судебную практику, где, как правило, взыскивают около 1 млн тенге за ущерб, причиненный детям, и приводили примеры из других дел в Казахстане.
По данным Шагатаева, представители авиакомпании уже запросили реквизиты для уплаты по решению суда. Адвокат пояснил, что сумма в 5 млн тенге — это нечто необычное для подобного рода дел.
«У нас не прецедентное право, как в Америке или Великобритании, где суды ориентируются на предыдущие решения. В Казахстане каждый случай уникален, и суд принимает решение, не опираясь на другие судебные акты»,
— объяснил Шагатаев.
По его словам, такая компенсация обычно взыскивается в делах, связанных с уголовными преступлениями, причинением смерти или травм. «Это, можно сказать, первое подобное решение в гражданских делах», — отметил он.
Шагатаев также поделился рекомендациями по действиям в подобных ситуациях. Важно подать письменную претензию в авиакомпанию и жалобу в Комитет гражданской авиации, который проводит проверки и может поддержать пострадавшую сторону. Также можно обратиться в авиационно-транспортную прокуратуру.
«Резонанс играет ключевую роль. Прежде чем обратиться в СМИ, мы подали претензию в авиакомпанию, но они долго не реагировали. Только после того, как мама Зере написала об этом в соцсетях, ситуация получила должное внимание»,
— рассказал адвокат.
Он напомнил, что Air Astana предложила матери Зере компенсацию в 4 млн тенге в рамках примирения, при условии удаления всех публикаций из соцсетей. Однако мама отказалась, потому что хотела доказать вину авиакомпании и создать прецедент.
«Она часто летает с детьми и опасалась, что подобная ситуация может повториться. Поэтому она решила бороться за справедливость и создать образец для будущих случаев»,
— добавил Шагатаев.
Адвокат отметил, что в 2021 году был подобный случай, но тогда родители пошли на медиацию с авиакомпанией, и дело не привлекло большого внимания.