Стране не удалось выйти из группы стран-аутсайдеров
В Казахстане наблюдается резкое подорожание электронной техники. Цены на отдельные категории товаров за год выросли вдвое, передает ZTB News со ссылкой на Energyprom.
По данным бюро национальной статистики, в последний летний месяц цены на аудиовизуальную технику и фотоаппаратуру, оборудование для обработки информации выросли на 49,5% в сравнении с августом 2023 года.
Сильнее всего подорожали телевизоры (на 62,9%), беспроводные наушники (на 58%) и ноутбуки (на 57,9%).
Объёмы реализации цифровой техники на внутреннем рынке за прошедший год росли, но не во всех категориях. Так, различных вычислительных машин за январь–июль 2024-го купили в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, видеокамер и аналогичной аппаратуры — на 27,1% больше.
А вот реализация товаров из группы “Техника электронно-вычислительная, её детали и принадлежности”, наоборот, уменьшилась почти на треть: минус 29% за год. Основным каналом поставок таких товаров высокого передела для Казахстана остаётся импорт.
Динамика зарубежных поставок за семь месяцев 2024-го коррелирует с объёмами реализации на внутреннем рынке. Главным поставщиком цифровой техники в Казахстан является Китай. Во многих категориях цифровых товаров его лидерство за первые семь месяцев текущего года было неоспоримым.
Например, 85,3% всего объёма импортированных в РК вычислительных машин, блоков, различных считывающих устройств поступило из Китая. Кроме того, практически вся видеозаписывающая аппаратура (99,3%) поступает из Китая. А вот за казахстанский рынок телефонов восточный сосед ещё борется с другими странами.
Выборочные исследования по расходам домохозяйств показывают: казахстанские семьи стали меньше тратить на покупку цифровой техники. За второй квартал текущего года средние траты семей на покупку телефонов, компьютеров, ноутбуков и другой цифровой техники составили 8,9 тысяч тенге.
Сокращение расходов в сравнении с апрелем–июнем прошлого года составило 21,8%. Доля затрат на покупку цифровой техники в общем объёме расходов на непродовольственные товары во втором квартале 2024-го уменьшилась с 5,8% до 4,5%.