Столичный художник Марилу Лис рассказала в интервью ZTB.kz можно ли научиться рисовать, должны ли художники "быть голодными" и каково быть творческим человеком в Казахстане.




ZTB: Здравствуйте, Марилу! Это ваше настоящее имя? Очень красиво звучит.


М.Л: Здравствуйте! Это мой творческий псевдоним, который сложился в студенческие годы. Марилу - так меня называли друзья, не знаю почему, сами придумали, а мне понравилось. А Лис - это начало девичьей фамилии. Так тоже частенько называли. Вот и сложилось имя, и именно так я подписала свою первую творческую картину.


ZTB: Откуда вы родом?


М.Л: Родилась я в Целинограде 31 год назад, росла в Акмоле, а теперь продолжаю свою творческую деятельность в Астане.



ZTB: Как вы считаете, умение рисовать - это талант? Или этому можно научиться?


М.Л: Научиться можно всему чему угодно, просто у каждого из нас есть склонности к чему-то, которые мы развиваем. Изо дня в день, совершая ошибки и нарабатывая опыт. Так и достигается мастерство. В этом я убеждаюсь каждый день благодаря своим ученикам.


Ко мне приходят разные люди, кто-то рисовал в далёком детстве, кто-то вообще никогда не держал карандаш в руках, но у них появился интерес к этому, и они выбрали меня своим учителем.


Я им объясняю, что в рисовании нет ничего сложного, нужно знать основные законы и практиковаться каждый день. Так сложился мой курс "Я хочу рисовать!", в котором я собрала все основные знания о рисовании.


Научившись один раз рисовать правильно, вы уже никогда не сможете рисовать не правильно - это на всю жизнь, как плавать или кататься на велосипеде. Чтобы закрепить этот навык, достаточно практиковаться 20 минут в день. Каждый день. И вы заметно улучшите свои способности. Проверено.



ZTB: А как же наличие таланта в этой сфере?


М.Л: Талант - это высшая степень мастерства. Когда ты достигаешь в своей деятельности того, что твоё произведение трогает за душу, вызывает чувства и эмоции, люди этим восхищаются, потому что это у них откликается где-то глубоко внутри. Рисование - лишь средство, навык, которым можно этого достичь.



ZTB: Когда вы решили связать свою жизнь с этим видом искусства и почему?


М.Л: Решилась я не сразу. Потому что я из обычной семьи: мои родители и родители родителей не художники, у меня не было соответствующего окружения. Просто я с детства любила рисовать, проявляла к этому интерес, никто не возражал. Я училась в художественной школе, потом, когда пришло время выбирать профессию, я хотела быть художником, но в то время у нас этому не обучали, поэтому я выбрала специальность "дизайн", как самое близкородственное.


Работала дизайнером во всех сферах от полиграфии до интерьеров, но мысль о картинах меня не покидала. Потом я переключилась на роспись стен - это было как глоток свежего воздуха! Я рисую, и мне за это еще и платят! Но это продлилось не долго, потому что я выросла. Мне хотелось дальнейшего роста, более смелых проектов и свежих идей. Но, видимо, еще не время. Я не ставлю на этом точку. Но пока нахожу большее удовлетворение для себя в своих картинах и в обучении рисованию. Успехи моих студентов - лучшая награда для меня и повод для гордости.



ZTB: То есть теперь рисование - ваша профессия?


М.Л: Рисование и моя студия - это я, это и есть моя жизнь. Просто не могу представить, что я занимаюсь чем-то другим. У меня все мысли о картинах. Маленьких, больших, акварелью, пастелью, маслом, акрилом - не важно. Для каждой техники миллион идей. Я люблю рисовать всеми возможными материалами. Когда узнаю о какой-то новой технике, мне обязательно нужно ее попробовать. Не знаю зачем, может для того, чтобы потом кого-то научить.


Я люблю учиться и учить. Многому учусь сама, потому что база и необходимые навыки уже есть. Но также есть и некоторые секреты, которым приходится учиться у мастеров. Я благодарна Интернету за то, что сейчас не надо никуда ездить, а всему можно учиться, не выходя из дома. В этом моя работа, профессия и моя миссия. Наверное, со стороны может показаться, что это очень легко - заниматься любимым делом, но в действительности, это отнимает много времени и сил, как и любая работа.



ZTB: А минусы какие-то вы замечаете?


М.Л: Минусы в том, что результат виден не сразу, и когда он будет, тоже никто не скажет, нет совершенно никаких гарантий. Но есть и большой плюс, который в какой-то степени это компенсирует - это удовольствие от процесса.



ZTB: Расскажите о том, кто приходит к вам учиться рисовать?


М.Л: Вот это очень интересно. Могу долго об этом рассказывать. В основном, это такие же люди, как и я. Которые хотят заниматься тем, что им нравится, к чему лежит душа. Многие из них находятся на стадии переломного момента своей жизни, когда пришло время что-то менять, делать осознанный выбор.


Я проповедую рисование, как часть саморазвития, и люди часто вместе с обучением рисованию получают мотивацию и начинают заниматься любимым делом. А курс для людей зачастую является отправной точкой в мир воплощения собственных желаний, которые сидели где-то глубоко. Вместе с первыми картинами люди начинают чувствовать и понимать себя, своего рода психологическая терапия это даже. Ученики начинают смотреть на мир по-другому, замечать прекрасное. И еще Студия очень вдохновляет, потому что собираются в ней высоко мотивированные люди.



ZTB: А что вам нравится рисовать больше всего?


М.Л: Больше всего мне нравится работать в моей собственной смешанной технике, в которой я смешиваю декоративно-прикладное искусство с живописью. Мне всегда нравилось вышивать и работать с бисером. В последствии пришла идея соединить это с рисованием и получилось что-то оригинальное. Не могу сказать, что такого больше нигде нет, возможно, и есть и это как-то называется, но до настоящего момента работы в такой технике мне не попадались.


Вдохновляет меня растительный и животный мир. Особенно люблю птиц. У меня в мастерской даже живут пара зебровых амадин и корелла.


Люблю работать с цветом, выстраивать контрастные или нюансные цветовые сочетания. Часто придет какая-то идея о сочетании цветов, и я начинаю фон новой картины. Потом, бывает, долго она стоит незавершенная. Потому что фон уже сам по себе прекрасен. И даже может выступать как самостоятельное произведение. Но это не точно.



ZTB: Есть всем известная фраза: "художники должны быть голодными". Насколько вы согласны с этим выражением?


М.Л: Вообще не согласна. Разве можно работать на голодный желудок? Картины, на самом деле, отнимают много сил и энергии. Прям вот точно, как будто часть себя туда вкладываешь. Бывает, час порисуешь, а как будто полдня прошло, и голод жуткий находит, что готов упасть обессиленный прям перед этой картиной.


Может эта фраза и была актуальна в прошлом, но не сейчас. Сейчас в тренде успешные люди. В том числе, и художники. Если ты не можешь монетизировать свой труд, значит нужно еще немного поработать над собой.



ZTB: Насколько эта сфера развита в Казахстане? Можно ли развиваться в нашей стране в этом направлении?


М.Л: Сфера эта не развита, потому что общество преследует погоню за материальным. Когда я только открыла свою Студию, многие крутили пальцем у виска, мол "зачем взрослым рисование, им что заняться больше нечем?". Но я чувствую, что есть люди, которым это нужно. И то, что я до сих пор не закрыла Студию, а наоборот, расширила - тому подтверждение.


Конечно, всегда есть куда расти и развиваться. И в моей сфере это намного сложнее, чем в общепринятых или даже соседних сферах бизнеса. Первым всегда сложно. Гораздо легче идти по протоптанной дорожке. Но нет ничего невозможного. И картины продавать можно, и выставки проводить. Я как раз сейчас над этим работаю. Хочу сделать возможным, чтобы любой человек, который захочет стать художником, стал им. И продавал свои картины. Начну, по традиции, с себя. Если это смогу сделать я, смогут и другие. Там я уже научу как. Просто сейчас этому никто не учит, приходится всему учиться самой. Хорошо, что у меня есть поддержка. Кстати, это люди, которые пришли ко мне на курсы, и теперь мы вместе создаем что-то новое. Всё не случайно.



ZTB: Каково быть творческим человеком в нашей стране? Не чувствуете ли вы себя тесно?


М.Л: Хотелось бы, чтобы другие художники были более открыты и умели поддерживать дружеское отношения. Пока что я это редко вижу среди наших художников. При нынешних условиях жизни, когда все границы открыты и есть Интернет, ощущать себя тесно, по меньшей мере, глупо.


Есть некоторые трудности с доступностью хороших качественных материалов и тем, что не всё можно купить в наших магазинах. Но опять же помогает интернет-магазин, правда приходится ждать.


Мне кажется, бизнесменам и инвесторам нашей страны стоит обратить внимание в сторону искусства. Потому что, нефть когда-нибудь закончится, а искусство будет жить вечно! Тем более, история знает много примеров, когда не только имя художника входило в историю, но и имена крупных меценатов также помнят веками.



ZTB: А от государства хотелось бы какой-то поддержки?


М.Л:Было бы хорошо, если бы Министерство культуры обратило внимание в сторону культуры. Нужно сделать так, чтобы искусство стало ближе и понятнее народу, чтобы люди стремились к прекрасному и создавали его вокруг себя. Думаю опыт международных ежегодных Art fair стоило бы перенять. Где художники могли бы за небольшую плату выставлять свои картины. От этого всем только лучше станет. Художник сможет показать свое искусство широкому зрителю, продавать картины. Зритель сможет пообщаться с художником и спросить, если ему что-то непонятно и тут же окультуриться. Так будет постепенно налаживаться диалог между искусством и людьми. И государству от этого лучше будет, что в нем проживают граждане, любящие и ценящие прекрасное.



ZTB: Какие у вас планы на будущее?


М.Л: В будущем я планирую захватить мир! Точнее, чтобы творчество захватило мир. Для этого у меня есть план, но я вам его пока не расскажу, вдруг что-то поменяется, а я вам уже тут наобещала.


В целом, мои планы на будущее такие же, как и сейчас - сделать искусство и творчество доступным для любого желающего. Если вы чувствуете тягу к прекрасному - приходите и станьте частью нашей дружной творческой компании.


Спасибо за интервью!


Инстаграм Марилу Лис - @art_marilu_lis


Журналист: Алтын Ныгман


Другие новости