Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
Лунара - молодая казахстанская учительница, которой довелось преподавать в международных школах Индии, Таиланда и Индонезии. В интервью ZTB.kz девушка рассказала, почему она решила стать учителем и как относятся к этой профессии в других странах.
ZTB: Лунара, добрый день! Расскажите немного о себе.
Лунара: Здравствуйте! Мне 23 года. До 18 лет я прожила в городе Уральск, что на северо-западе граничит с Россией.
ZTB: Почему вы решили стать учителем?
Лунара: На самом деле, завершая учебу в школе, я была в небольшом замешательстве. Будучи ученицей с хорошей успеваемостью и имея диплом об окончании музыкальной школы, я задумывалась над тем, с чем же все-таки связать свою жизнь, ведь все было такое интересное и захватывающее.
Помню, как в школе проводились много различных проф. тестирований, показывающих мне самые разные результаты. В тот момент я уже знала, что хочу быть разносторонним специалистом, внося полезный вклад в общество, а будучи учителем, я смогу узнать самые разные дисциплины.
ZTB: Можно сказать, что вам самой повезло с учителями в жизни?
Лунара: Конечно, немалую роль в выборе профессии сыграли и учителя в моей жизни. Мои первые учителя - мама и папа. Также в школьные годы мне посчастливилось обучаться у учителей старой закалки, то есть специалистов своего дела, которые не только делились теоретическими знаниями, но и старались направить нас, как говорится, на путь истинный.
Всегда поражалась их труду и самоотдаче любимому делу и ученикам. Одной из таких наставниц могу назвать свою любимую учительницу, классную руководительницу, Тулебаеву Фаину Михайловну, с которой я до сих поддерживаю связь. Она - вдохновение, и я с гордостью могу сказать, что она не только мой любимый учитель, но и теперь моя подруга. Она вышла на пенсию, но все еще продолжает заниматься любимым делом, преподавая на дому. Кстати, Фаина Михайловна разрушает стереотип, что все учителя скучные. Например, она имеет две другие постоянные работы, она бабушка трех очень активных внуков, восходящих звезд Казахстана в сфере модной индустрии, также она работает в сфере продаж, что позволяет ей путешествовать по миру. Совсем скоро она собирается в Америку. В общем, день у нее расписан по минутам.
ZTB: Вы работали учителем в Казахстане. Чем запомнился этот опыт?
Лунара: Во время учебы в университете, каждый год нам выпадал шанс поработать в школе. Мы прилежно ходили на практику, большинство учителей нас добродушно и гостеприимно принимали. Хочу отметить, что мне попадались хорошие специалисты, но большинство из них были вымотаны любимым делом. Все мы знаем, какие есть на то причины: маленькая зарплата, много бумажек, нехватка времени на себя. Одним словом, люди выгорают на работе. Было бы очень здорово как-то поддерживать учителей, создавать условия не только относительно заработной платы, но и продумать план по их поддержке, моральной и физической.
Я увидела, как наши учителя работают очень усердно и всю свою жизнь вместе со здоровьем вкладывают в работу, не поспевая за быстро изменяющимся миром, а книги и метод обучения в наших школах слегка устарели.
ZTB: Когда поехали в Индию? Почему именно в эту страну?
Лунара: Вам знакомо чувство, когда все пазлы складываются в одну картинку? Так вот у меня так произошло с Индией. При первом упоминании об этой стране, в голове у многих возникают ассоциации - грязь, разруха и отсутствие гигиены. Да, страна еще в состоянии развития, но на данный момент Индия является страной с быстроразвивающейся экономикой. Там сосредоточены специалисты IT и медицины.
Первое мое знакомство с этой страной началось еще в 2014 году, когда я будучи студенткой 2 курса узнала о молодежной организации AIESEC и поехала волонтерить и вносить свой вклад в Дели.
ZTB: Что это за организация?
Лунара: AIESEC - это международная молодежная организация, целью которой является поддержание мира и развитие человеческого потенциала. Поехав в Индию по этой программе, мне довелось работать в проекте по культурному обмену и жить с такими же студентами со всех континентов мира.
ZTB: Первая поездка в Индию настолько сильно вас впечатлила?
Лунара: С уверенностью могу сказать - это было отправной точкой нового этапа в моей жизни. Я получила больше, чем я могла себе представить. С того самого момента я узнала многое о себе, нашла лучших друзей, о существовании которых я раньше даже и не подозревала, увидела другую часть мира и в то же время узнала о самых разных культурах и поняла, чем я хочу заниматься. Я хочу оставить след в этом мире.
Я стала частью той организации, которая отправила меня в эту поездку, изменившую мою жизнь. Покидая Индию, я была уверена, что однажды обязательно вернусь. И через два года, после окончания университета, на позиции вице президента AIESEC по профессиональным стажировкам, я решила отправиться снова в страну, которая покорила мое сердце для того, чтобы пройти стажировку.
ZTB: В каком городе вы проходили стажировку?
Лунара: Местом прохождения моей стажировки был город Хайдерабад, столица штата Телангана. Я работала в детском саду и начальной школе. Будучи учителем в международной школе DRS International school, которая распространена по всему государству, могу сказать, что они считают образование платформой для хорошего будущего.
ZTB: Какие в их школах есть особенности?
Лунара: Что мне понравилось в школе так это то, что созданы именно такие условия, в которых действительно хочется учиться и учиться. Мне лично самой снова захотелось оказаться за партой.
А со статусом учителя в Индии приходит почет и уважение. Касательно привилегий, все же зависит многое от руководства. Например, наш директор школы был очень образованный и открытый. Помимо того, что он был главой школы, он в то же время контролировал другие учебные заведения, но все же всегда находил время для своих работников и их поощрению, что придавало стимул для работы. И несмотря на то, что я была стажером, он всегда прислушивался к моим советам по улучшению работы, и если видел надобность, вводил в организационный процесс.
ZTB: Чем вам запомнился этот опыт?
Лунара: Мне довелось увидеть обе стороны двух постоянных полюсов, очень важных частей воспитания и образования ребенка - учителей и родителей. На мой взгляд, если вы подумываете о карьере учителя, будет здорово начать именно с детского сада.
Мне очень нравилось, что следуя программе International Baccalaureate, учителя делали акцент на развитии навыков и объединении пройденного материала с другими предметами. Каждый урок был особенным, а оценивание знаний существенно отличалось от нашего. Там четкая система баллов - достижение определенных критериев профайла.
В индийской школе учителя уделяли больше времени практическому применению знаний. Также мне очень понравилось разностороннее развитие личности. При школе как часть обучения преподают танцы, искусство и обучение игре на разных инструментах.
ZTB: Как вы потом оказались в Таиланде?
Лунара: Там я оказалась по приглашению моего друга-коллеги. Находилась в Таиланде около года, в городке под названием Панат Ником, провинции Чонбури. Работала в начальной и старшей школах, преподавала я разные предметы на английском языке. Для средних классов - естествознание, азы информатики, английский и трудовое обучение, а для младших классов - разговорный английский язык и фонетику.
Работа нравилась, но часто возникали проблемы с документами, поэтому пришлось уехать. Когда ты уезжаешь в другую страну, нужно понимать, что тебя никто не ждет с распростертыми объятиями.
ZTB: Там школьная система тоже сильно отличается от нашей?
Лунара: Каждая школа, прежде чем начать свой новый учебный день, имеет определенную школьную рутину. Если в Индии мы с утра пели гимн, песню школы и разные песенки в качестве разминки, то в Таиланде - медитировали. Песни, гимны, гимны королю и молитвы с утра тоже входят в ежедневную школьную рутину. Также, помимо учебного процесса, который длится с 7:30 до 16.00, имеются очень много разных внеклассных мероприятий.
ZTB: Как там общество относится к профессии учителя?
Лунара: Статус учителя в обществе довольно высок. Тебя уважают, тебе даже кланяются, и у тебя немало привилегий.
ZTB: Сейчас вы работаете в одной из школ Индонезии. Расскажите об этом.
Лунара: Я работаю в одной из передовых школ Джакарты, где детям предоставлена возможность учиться на двух языках: Bahasa Indonesia (местный язык) и английский. И надо отметить, дети с этим очень хорошо справляются, то есть они говорят на английском, как мы на русском.
Преподаю я математику и познание мира начальным классам на английском языке по программе Cambridge. Каждый рабочий день начинается с 6:30 утра и заканчивается в 3 часа дня. Школа является мусульманской, что очень интересно для меня, то есть каждый день перед началом учебного дня и по его завершению, дети молятся и благодарят друг друга и учителей.
ZTB: Наверное, к учителям в этой школе особое отношение?
Лунара: Я почувствовала это с первых дней. Однажды ко мне по пути в учительскую подошел мальчик лет 6-ти, взял мою руку и поднес ко лбу. Я сначала ничего не поняла, но позже выяснила, что это приветствие и дань уважения учителю.
Также школа создает хорошие условия поощрения труда. Например, каждый год коллектив отправляется в живописное место на выходные, а учителя проработавшие определенный срок отправляются за границу. И все это за счет школы, что мотивирует учителей. В коллективе создается атмосфера больше похожая на семейную.
ZTB: Что насчет самой системы?
Лунара: Каждый класс имеет два учителя с максимум 22 учениками. Дети очень разносторонние и любознательные. Не успею я прийти в класс, мне задают вопрос: "а что мы будем изучать сегодня?", что мотивирует меня делать уроки еще более интересными и познавательными. Мне нравится то, что мне, как иностранному молодому специалисту, доверяют и говорят: "ты знаешь лучше", и в то же время, если я спрашиваю совета или обратной связи - мне готовы это предоставить.
ZTB: Какой совет вы бы дали тем, кто тоже хотел бы увидеть мир, узнать другие культуры, пройти заграничные стажировки?
Лунара: Хочу сказать, что я обычная девушка Две руки, две ноги, голова. Каждый может исполнить и реализовать свои планы и мечты. Главное - надо понимать, что сейчас самое время пробовать себя и пользоваться возможностями, которых сейчас немеренное количество. Еще десять-двадцать лет назад было совсем по-другому, а теперь мы запросто можем учиться в разных странах, работать, путешествовать, знакомиться с новыми культурами и новыми людьми. Стоит только окружить себя правильными людьми, быть в курсе возможностей, немного потрудиться и решиться идти дальше за своей мечтой. Ведь вам уже больше не будет столько же, сколько сейчас.
Журналист: Алтын Ныгман