Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
Известный казахстанский экономист Жаксыбек Кулекеев в интервью корреспонденту Tengrinews.kz рассказал, что происходит с ценами в Казахстане, что означает "ловушка среднего дохода", о которой говорил Президент Касым-Жомарт Токаев, как мы в нее попали и как из нее выбраться.
- Вы говорили, что формат прошедшего с Президентом совещания уникален. Что в нем нового?
- Я не помню, чтобы в целом в истории Казахстана вообще проводили совещания такого формата. Туда пригласили членов правительства, акимов областей, городов и районов, депутатов, председателей комитетов Парламента и маслихата. Это было уникальное совещание по составу участников и по формату проведения, что не может не вызывать определенного удовлетворения. В стране формируется новая культура проведения таких широкомасштабных мероприятий. Поскольку в процессе управления государством участвуют все ветви власти на всех уровнях государственного управления, форматом проведения этого мероприятия Президент, наверное, хотел подчеркнуть именно это. Все районные маслихаты, районные акимы, областные, городские на республиканском уровне независимо от своего социального статуса причастны к реализации реформ и принимают участие в государственном управлении.
- Свое выступление Президент начал с небывалого роста цен. Цитата: "Мы наблюдаем небывалый за последние 15 лет рост цен на продовольственные товары. В феврале текущего года инфляция составила 21,3 процента, достигнув своего пика". Президент отмечал, что к решению вопросов должен подключиться полноценно Нацбанк. Что делал Нацбанк до этого?
- В прошлом году цены росли очень высокими темпами. В годовом исчислении год к году в феврале действительно инфляция достигла своего пика, став больше 21 процента. Многих волнует, из-за чего цены растут. Есть несколько причин: есть объективные, субъективные и внешние факторы, на воздействие которых Казахстан и казахстанское правительство никакого влияния оказать не может.
Что касается внутренних проинфляционных факторов, то их буквально несколько. С приходом нового Президента в стране стали повышаться заработные платы, в том числе для отдельных категорий бюджетных работников, в частности для работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, и государственные служащие ежегодно стали получать заработную плату на 25 процентов больше. Подняли минимальную зарплату, Президент стал требовать, чтобы представители частного сектора тоже повышали заработную плату. Это считается проинфляционным фактором, у населения становится больше денег, а когда денег становится больше, это способствует росту цен.
С другой стороны, Президент на вчерашнем совещании также отметил необходимость финансирования перспективных проектов и он каждый раз упрекает представителей банков второго уровня, чтобы они заняли более активную политику в части финансирования таких перспективных проектов. Им каждый раз делают замечания, что вот они сидят на деньгах, не хотят финансировать и тому подобное. Понятно, что когда Глава государства дает такую установку, банки не могут быть пассивными наблюдателями. Естественно, они тоже начали принимать решения, поэтому в последние годы кредитование экономики растет, это также способствует увеличению количества денег в экономике, это все провоцируют рост цен, что является внутренним фактором.
Хорошо это или плохо - это другой вопрос, но в целом население от этого только выигрывает.
Уникальность прошлого года и переживаемого периода заключается в том, что на рост цен очень сильное влияние оказали военные действия между Украиной и Россией. Из-за этого страдает не только казахстанская экономика, но и в целом вся мировая экономика. По мнению экспертов, из-за этого конфликта мировая экономика потеряла минимум один процент своего темпа развития. Один процент - это очень серьезная потеря для мировой цивилизации, если учесть, что объем мирового валового внутреннего продукта (ВВП) составляет около 100 триллионов долларов, один процент от 100 триллионов - это один триллион. Это означает, что все жители земного шара лишились как минимум одного триллиона доходов из-за этих военных действий.
Много денег уходит на поддержание военных действий с обеих сторон, чтобы ограничить агрессию. Вокруг Украины создана коалиция с участием более 50 стран мира, которые оказывают финансовую, материальную, техническую и военную поддержку Украине. Это тоже потерянные деньги для этих государств, потому что они могли бы направить эти деньги на более созидательные расходы. Это также является сдерживающим фактором развития мировой экономики.
Из-за санкций нарушились традиционные маршруты и перевозки грузов, логистические цепочки столкнулись с кризисом. Товары стали медленно передвигаться между странами, стоимость перевозки грузов увеличивается. Транспортные расходы в среднем увеличились в 4 раза. Если учесть, что до 60 процентов товаров народного потребления в Казахстане мы импортируем, то удорожание транспортных расходов послужило внешним фактором повышения стоимости импортируемых товаров.
В США и Европе уровень инфляции в 2022 году превысил 9 процентов, отдельные товары народного потребления подорожали в несколько раз. В Европе все товары, которые в своей производственной цепочке использовали продукты нефтехимических отраслей, резко подорожали, потому что цена газа в Европе выросла в несколько раз, либо заводы были вынуждены остановить производство. Импортируя товары из таких стран, мы импортируем и их инфляцию.
Все это привело к тому, что цены на казахстанском рынке выросли более чем на 20 процентов в прошлом году. Однако в текущем году ситуация улучшается - я думаю, что к концу года уровень инфляции будет ниже. Есть объективные факторы, которые позволяют нам говорить таким образом.
- Президент отмечал, что к решению вопросов должен подключиться полноценно Нацбанк. Как это может изменить ситуацию?
- Новых механизмов придумать невозможно, надо сделать деньги дорогими, чтобы ограничить кредитование экономики. Самый простой способ - надо повышать базовую ставку. Национальный банк тоже поднял: по казахстанскому законодательству базовая ставка должна быть выше уровня инфляции. В прошлом году уровень инфляции составил 20,3 процента, учетная ставка Национального банка составила 16,75 процента. То есть ниже, чем уровень инфляции, потому что дальнейшее повышение базовой ставки желаемого эффекта не давало, так как главная причина не в росте денег кредитных ресурсов, а импорт и бюджетная интервенция, то есть резкое увеличение бюджетных расходов на социальную поддержку населения.
С одной стороны, рост инфляции в Казахстане был самым высоким среди стран ЕАЭС. С другой стороны, это свидетельствует о том, что доходы населения у нас растут значительно быстрее, чем в соседних странах.
- Если Президент сказал, что Нацбанк должен активнее вмешиваться в этот процесс, означает ли это, что Нацбанк будет поднимать базовую ставку?
- По крайней мере, снижать, наверное, не будет. Сейчас ожидать снижения базовой ставки от Национального банка, наверное, не следует, хотя признаки неплохие. С другой стороны, в Казахстане есть огромная потребность в кредитных ресурсах. В силу объективных причин многие производители, которые работали в России, перестали функционировать. Сейчас появился неудовлетворенный спрос - как на российском рынке, так и в Казахстане кто-то должен его возместить.
В России возможность по привлечению инвестиций ограниченная. Казахстан сохраняет свою инвестиционную привлекательность, соответственно, мы могли бы подтянуть инвесторов из Запада, опираясь на их технологии, наладить производство в Казахстане, для этого нужны деньги. Это кредитные ресурсы, поэтому в Казахстане есть спрос на кредитные ресурсы, но Президент в принципе правильно ставит задачу, надо найти золотую середину так, чтобы принимаемые нами меры по регулированию денежной кредитной политики, с одной стороны, не убили инвестиционные активности предпринимателей, с другой стороны, не провоцировали инфляционные процессы.
- Единственный механизм Нацбанка - это вот уровень ставки, правильно? Он может либо занижать, либо повышать ее?
- Нет, это далеко не единственный инструмент Национального банка. Количество денег в обращении Нацбанк может регулировать и при помощи размещения ценных бумаг. Если Нацбанк начнет активно размещать свои ценные бумаги, тогда он с оборота забирает деньги. Когда денег мало, Нацбанк, наоборот, покупает свои ценные бумаги назад, вбрасывая в экономику деньги. Наверное, Нацбанк будет думать, как выполнять поручения Президента.
- Что за "ловушка среднего дохода", в которой застрял Казахстан, по словам Президента? Как из нее выбирались другие страны?
- Это очень сложный и многогранный вопрос, поэтому сказать, что есть какая-то стандартная ловушка, нельзя. Казахстан действительно оказался в этой ловушке. Примерно 10 лет назад у страны появились первые ресурсы, тогда правители почувствовали мощь нашего государства. Им показалось, что в новых условиях любые проблемы нашего общества они в состоянии решать при помощи государственных денег. И с этого момента на протяжении последних 10 лет правительство Казахстана стало увлекаться регулированием цен во многих отраслях нашей экономики. То есть тарифы на коммунальные услуги, цены на ГСМ и многие другие услуги стали регулироваться либо субсидироваться государством.
Как только страна либо правительство вмешивается в рыночную среду, регулируя цены, в этой сфере сужается пространство для бизнеса и привлечения инвестиций. Таким образом, власти сильно сузили потенциал развития экономики страны.
Например, электрическая энергия Казахстане в два раза дешевле, чем в России. У нас 0,04 цента, а в России это 0,07 цента (1 доллар = 100 центов - прим.). Сейчас подняли цены, а до последнего дизель у нас стоил 230 тенге за литр, в России - 450, в Узбекистане - 570. А кто-то же должен платить за это? Ценой этих затрат стала потеря привлекательности экономики страны для привлечения инвестиций во многие секторы и отрасли экономики.
Если мы хотим привлечь много инвестиций в страну и обеспечить поступательное развитие экономики, то последовательно надо отказываться от регулирования цен на товары и тарифов на услуги. Как бы больно ни было для населения. Из-за неправильных решений экономика страны стала кривой, поскольку рыночные механизмы в таких условиях не функционируют. В первую очередь, цены надо отпускать постепенно, не забывая при этом меры социальной защиты уязвимых слоев населения. Для оздоровления страны и развития бизнеса такой шаг может оказаться намного полезнее, чем когда мы стараемся поддерживать всех: и богатых, и бедных. Лучше давайте будем помогать бедным, а у богатых деньги есть - пусть платят.
Поэтому надо продумать другой механизм, чтобы инвестор вкладывал деньги и мог вернуть через время вложенные средства с процентами. Государственных денег на обновление инфраструктуры всей нашей экономики, которая пришла в упадок, не хватит. Когда Президент говорил, что Казахстан застрял в ловушке стран по средним доходам, скорее всего, он имел в виду именно это. В текущей ситуации пространство для развития бизнеса не расширяется, а в коммунальную сферу из-за низких тарифов привлечь инвестиции невозможно.
К примеру, в сферу образования привлекаются серьезные инвестиции, органы власти не контролируют цены на предоставляемые услуги. Частные школы сами устанавливают свои цены. Есть школы, которые берут в месяц миллион тенге, есть школы, которые берут 2 миллиона тенге, никто же им замечания не делает.
Стоматология полностью находится в конкурентной среде, никто не вмешивается в их деятельность. Народ же не жалуется на некачественные услуги либо на дороговизну услуг стоматологов. В одном месте услуги могут стоить 50 тысяч тенге, те же самые услуги гражданин в другом месте может получить за 10 тысяч тенге из-за наличия высокой конкуренции в этой сфере. Государство, когда отпустило стоматологию в свободное плавание, от этого выиграло и государство, и народ. Точно так же многие отрасли медицины можно отпускать в свободное плавание, тогда туда придут инвесторы. Из-за тотального регулирования тарифов на медуслуги не даем возможность развитию бизнеса вокруг здравоохранения.
- Зачем Президент поручил закрепить за каждым инвестпроектом сопровождение от прокуроров? Для чего это нужно?
- Это хорошие поручения, на мой взгляд, потому что инвесторы, которые хотят реализовывать полезные для страны проекты, очень часто сталкиваются с произволом как чиновников, так и проверяющих органов. Если прокурор будет контролировать и сам будет регулировать поведение контролирующих органов, от этого бизнес может выиграть. Такой механизм используется в Узбекистане. Каждому крупному проекту закрепляют одного прокурора. Если инвесторы жалуются на проведение незаконной проверки каких-то структур, прокуроры устраняют пробелы. Это, скорее всего, временная мера, которая нужна сейчас для защиты инвесторов. Может быть, такие меры и нужны, потому что бизнес часто жалуется на незаконное действие правоохранительных органов.
Можно делать это не только на республиканском уровне. Если за крупные проекты районного масштаба прокурор будет отвечать головой, может быть, они не будут допускать какого-то беспредела.
- Говорил Президент и о ценах на нефтепродукты. Это достаточно болезненный вопрос для населения, но тем не менее Президент считает, что цены на ГСМ нужно постепенно поднимать, чтобы невыгодно было вывозить наше топливо за рубеж. При этом правительство должно принять дополнительные меры по повышению налоговой отдачи для государства при пересмотре цен на нефтепродукты. Как, на ваш взгляд, можно нивелировать последствия от роста цен на ГСМ, ведь существуют опасения, что вслед за ГСМ поднимутся цены на другие товары?
- Когда цены на ГСМ растут по цепочке, понятно, что транспортные расходы будут расти. Но мы последние несколько лет цены на ГСМ не поднимали, от этого же инфляция у нас не стала ниже. Поэтому понятно, что будет какой-то рост, но он не будет такой серьезный. Сегодня цены растут быстрее не из-за роста стоимости энергоисточников, энергетических ресурсов, а, первую очередь, из-за повышения заработных плат. Есть прогнозные оценки, но я не думаю, что рост цен на ГСМ окажет какое-то большое влияние (на цены на остальные товары - прим.). Это будет в пределах, возможно, одного процента.
- По повышению цен на ГСМ - в этом шаге больше плюсов или минусов?
- Только плюсы. Но я сторонник того, что вообще нельзя ничего контролировать. Надо задать коридор. Во многих странах рынок нефтепродуктов не контролируется никем. Но есть некий коридор, который связывает изменение цены на ГСМ с изменением стоимости нефти. К примеру, стоимость нефти повысилась, цена нефтепродуктов растет. Нефть упала в цене - стоимость ГСМ тоже снижается. У нас в стране государство контролирует потолок цен на заправках. Нефтеперерабатывающие заводы от повышения цен на ГСМ никаких дополнительных доходов не получат, потому что их доходы формируются за счет фиксированных тарифов по переработки.
Кто может получить выгоду от этого? Заправки могут получить что-то, но из-за ценового потолка их дополнительный доход тоже будет минимальным. Куда пойдут дополнительные деньги? Деньги пойдут на покупку нефти по новой стоимости. Это немного улучшит положение нефтепроизводителей. Сегодня, чтобы дешево продавать нефтепродукты: государство заставляет производителей нефти, преимущественно чисто казахстанских, по низким ценам продавать нефть. Из-за этого производители нефти не получают желаемого дохода, лишаются возможности привлекать новые технологии, проводить дополнительные геологические изыскания, поднять заработную плату. Остается сокращать объемы производства. Из-за низких закупочных цен на нефть производители из года в год сокращали объемы добычи нефти.
Наши старые месторождения добывают порядка 30 миллионов тонн нефти в год, из них примерно 18 миллионов они отдают нашим нефтеперерабатывающим заводам по низким ценам. Это лишает их мотивацию производить. Если не поменять ситуацию, в скором времени все казахстанские без участия иностранного капитала месторождения умрут. Тогда что будем делать? Тогда у нас останется три крупных месторождения, у которых мы должны будем покупать по мировым ценам. А это значит, что и нефтепродукты тоже придется продавать по мировым ценам, что в 2-3 раза выше сегодняшних цен.
По этой причине нельзя держать цены ГСМ на низком уровне. Если мы хотим контролировать цены на тот же самый лук или хлеб, тогда мы должны найти кого-то, кто готов бесплатно производить исходное сырье. Кто готов сегодня в Казахстане бесплатно работать? Наверное, нет таких.
- Почему нужно повышать стоимость энергии?
- Если все ресурсы дешевые, никто не будет думать об экономии этих ресурсов. Благодаря этому в Казахстане на один квадратный метр жилья мы тратим 278 киловатт-час, в России - 220, в соседних странах еще меньше, а в Европе 100-110, то есть у них расходов электрической энергии на квадратный метр меньше в два раза. Кто-то может сказать, что у них мягче погодные условия, более качественное и утепленное жилье и так далее. Я это понимаю, но в России, наверное, погодные условия не лучше, чем у нас, поскольку больше половины территории России находится в холодной зоне. При этом даже в России энергии расходуют намного меньше на квадратный метр. Почему так происходит? Потому что цены у них дороже.
Потребление дизеля у нас на каждого казахстанца по 370 литров. В России около 220 литров на одного жителя, в Узбекистане - 44 литра. В Узбекистане литр дизеля стоит 570 тенге, у нас - 230 тенге. Когда цена высокая, потребитель вынужден экономить. Если энергоресурсы очень дешевые, зачем их экономить?
Дешевый бензин в Казахстане создал целую серую индустрию для тысяч людей. У нас появилась целая индустрия. Есть люди, 5-6 большегрузов с объемом бака в тонну загоняют на заправку, особенно на границе с Кыргызстаном, пересекают границу, через 500 метров продают там и обратно возвращаются.
Вот это и есть ловушка среднего дохода. Мы себя обманываем, что мы стали состоятельным государством, что в состоянии контролировать цены. Все мы ловушке. Если мы хотим вырваться из этой ловушки, надо ломать устаревшую систему, смелее надо двигаться вперед. Это будет болезненным шагом как для населения, так и для страны, возможно, это вызовет социальные недовольства. Но если мы будем бояться смелых решений, мы никогда не вырвемся из этой ловушки и не станем богатой страной.