Почему в Казахстане не будет качественных дорог


Премьер-министр Алихан Смаилов обсудил вопросы строительства и ремонта дорог Казахстана на заседании Штаба по реализации предвыборной программы президента, сообщается на сайте главы правительства республики. Опрошенные информационным агентством ZTB.kz эксперты опасаются, что это мероприятие окажется «пустым» и не будет иметь реальных результатов. Почему экономисты сходятся во мнении, что дороги Казахстана пока останутся в плачевном состоянии – в нашем материале.

«Качество дорог не выдерживает критики»

Глава правительства Казахстана Алихан Смаилов рассказал собравшимся на заседании министрам и политикам, что Президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил до 2029 года реконструировать и построить восемь тысяч километров качественных дорог республиканской сети. По словам премьера, на некоторых участках работы уже идут, а остальными планируют заняться в 2024 и 2025 годах.

Согласно данным Смаилова, на сегодняшний день норме соответствует качество 85% из 70 тысяч километров дорог страны. Он отметил, что всего до 2029 года запланирован ремонт 14 тысяч км дорог областного и районного значений.

Премьер-министр напомнил участникам заседания, что, согласно действующему законодательству, компаниям, выигравшим конкурс по крупным автодорожным проектам, недопустимо передавать более 50% работ в субподряд.

Премьер-министр подчеркнул, что до недавнего времени конкурсы по крупным автодорожным проектам, реализуемым за счет средств международных финансовых организаций, зачастую выигрывали подходящие по требованиям иностранные компании. Затем они передавали заказы на субподряд казахстанским фирмам.

Смаилов также посетовал, что «зачастую качество дорог не выдерживает критики».

«Вы знаете, сколько идет жалоб от населения. Для простого человека нет разницы — дорога республиканская или местная. Ему нужны хорошие дороги возле дома, в городе, селе или между населенными пунктами. Это нужно всем нам, нашей экономике», – подчеркнул он.

Премьер также призвал активизировать в сентябре дорожные работы, так как строительный сезон подходит к концу. При этом он потребовал делать трассы качественно, «чтобы весной асфальт не сошел вместе со снегом».

«Становится нормой, когда акиматы затягивают восстановление дорожного полотна после проведения инженерных коммуникаций. Ярким примером служит отсутствие дороги более 5 лет после прокладки коммуникаций в микрорайоне Карасу города Алматы», - заметил глава правительства, добавив, что «также на отсутствие дороги жалуются жители микрорайона Рахат в Алматы».

Согласно данным Смаилова, в ряде регионов присутствует нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, предназначенных для строительства дорог.

«Нередки случаи, когда при ремонте и строительстве одной дороги самосвалы ломают другие пути, включая недавно отремонтированные. Например, на автодороге Нарманбет — Балхаш в Карагандинской области по недавно отремонтированной дороге стали возить руду из карьера Шубартау. Вес самосвала с рудой 60 тонн! В итоге весь новый асфальт испорчен. Таких примеров много, даже в городах», — продолжил премьер-министр.

Он заключил, что воссозданному министерству транспорта поручили «перезагрузить» отрасли дорожного строительства.

«Процветание» коррупции

Экономист Максат Халык считает, что сферы строительства и автодорог в Казахстане «очень коррумпированы».

«Это можно заметить по качеству строящихся дорог. Ежегодно только на реконструкцию недавно проложенных таких дорог выделяются баснословные деньги. Если бы строили качественно, то и не было бы необходимости каждый год их менять», - пояснил эксперт в беседе с ZTB.kz.

Он отметил, что со строительством транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай «постарались», так как эта дорога – «государственно важный объект».

«А что насчет других дорог, в плачевном состоянии. Только сегодня построят, а завтра уже видим, как все трескается», - посетовал Халык.

В свою очередь, экономист Айдар Алибаев уверен, что в Казахстане «решение любого вопроса в сфере человеческой жизни, не только дорожного, надо начинать с того, чтобы не просто бороться, а уничтожать коррупцию».

«Уничтожение – результат, а борьба – процесс. Можно 33 года бороться, а результата не будет. Коррупция для нашей страны сегодня – проблема номер один. А коррупция в автодорожной сфере – одна из лидирующих», - полагает эксперт.

Он уверен, что состоявшееся мероприятие с участием Смаилова – «абсолютно пустое заседание, которое не будет иметь никаких реальных результатов, не отразится на качестве дорог».

«Есть такая государственная организация – «ҚазАвтоЖол». Одна из ее основных функций – строительство дорог. В организации абсолютно нет частного капитала, только государственный. Она имеет филиалы во всех регионах Казахстана. Это одна из самых коррумпированных организаций. Все, что они строят, - низкого качества. Дороги плохо держатся, недолговечные, не выдерживают нашего резко континентального климата. И это только по причине коррупции», - подчеркнул собеседник агентства.

Среди видов коррупции, которые, по его мнению, «процветают» в «ҚазАвтоЖоле», эксперт назвал «очень мощные откаты» при тендерах на выявление подрядчиков. Кроме того, Алибаев уверен, что акты о выполненных работах «никогда не соответствуют реальному качеству» дорог. Экономист добавил, что пункт, согласно которому до 50% тендеров на строительство дорог можно отдавать субподрядчикам, – «убийственная бомба», так как в таких случаях подрядчик «за откаты раздает заказы всяким проходимцам». А они, в свою очередь, «делают все, как попало».

«Сфера дорог прогнила от коррупции полностью. Количество коррупционных преступлений в ней измеряется в сотнях, а размеры убытков бюджета исчисляются в миллиардах, если не в десятках миллиардов», - полагает Алибаев.

Он уверен, что некачественные дороги «бьют по карману» не только государственного бюджета, но и простых граждан, автомобили которых «разбиваются на таких трассах из-за ям и ухабов».

Эксперт считает, что проблема коррупции не является экономической – она имеет политическое происхождение.

«До тех пор, пока в стране не будет реальных политических реформ, пока власть не будет реально поставлена под контроль общества, не будет нормальных дорог. Ответственные лица должны отвечать личным имуществом за расходование средств. Например, если дорога плохая, то забирают квартиру, дома, вплоть до ареста. Только такими путями, да и то не сразу, можно в этой сфере порядок наводить», - заключил собеседник агентства.

Другие новости