Агентство по противодействию коррупции отчиталось о выявлении системных нарушений в сфере дорожного строительства, передает ZTB News.

Как сообщила пресс-служба Антикора, 23 октября прошло межведомственное совещание по вопросам устранения коррупционных рисков в этой отрасли под руководством председателя Агентства Асхата Жумагали. Участие в мероприятии приняли министр транспорта Марат Карабаев, представители Высшей аудиторской палаты, агентств по стратегическому планированию, защите и развитию конкуренции, министерств финансов, промышленности и цифровизации, национальной палаты предпринимателей “Атамекен”, а также местных исполнительных органов. 

Участники совещания обсудили результаты внешнего анализа коррупционных рисков, проведенного Антикором по поручению главы государства совместно с министерством транспорта. 

Так, за последние пять лет на дорожную отрасль затрачено более 6 трлн тенге, но состояние дорожной сети вызывает нарекания со стороны населения. За 2023-2024 годы в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб граждан на низкое качество автомобильных дорог. Общественность это связывает с коррупцией, - сказано в пресс-релизе.

Только с начала текущего года Антикор зарегистрировал 24 уголовных дела в этой отрасли. 

Внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием. Уже на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы. При проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов. Контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, с одного источника или в условиях картельного сговора. Никем не контролируется привлечение субподрядных организаций, - сообщили в Антикоре.

Показала свою недостаточность и многоступенчатая система контроля. Заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально. 

Не в полной мере используется потенциал Казахстанского дорожного научно-исследовательского института для развития отрасли. Вместо проведения прикладного анализа и внедрения инноваций институт занимается разработкой нормативной документации.

Отсутствие контроля за внедрением новых технологий, недостаток квалифицированных кадров и сложная нормативно-правовая база также влияют на качество автодорог. Усугубляет проблему недостаточная цифровизация. За последние 10 лет на развитие информационных систем потрачено 16 млрд бюджетных средств. Однако до сих пор не разработана цифровая карта дорог. 

По итогам анализа Агентством подготовлено свыше 90 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в этой сфере. Предложены меры по пересмотру функционала экспертизы проектов и института технического надзора, переориентированию КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническому сопровождению крупных дорожных проектов, усилению полномочий Национального центра качества дорожных активов, а также созданию цифровой карты дорог, - рассказали в ведомстве. 

Ряд рекомендаций уже применяются на практике. Например, в Атырауской области планируется прослеживать выделенные денежные средства через проект “Цифровой тенге” при среднем ремонте одной из автодорог. 

Антикор пообещал, что будет продолжать работу по устранению коррупционных рисков в дорожной сфере и исполнению рекомендаций.

Ранее в Казнете появилась информация о том, что семья бывшего начальника Агентства по противодействию коррупции Нурлана Шабдара продает особняк в элитном коттеджном городке в Алматы. В публикации отмечалось, что общая площадь дома превышает 1100 м², а прилегающая территория составляет 22 сотки. Сам объект оценивается в 2,4 млрд тенге.

Другие новости