Правительство Казахстана стимулирует рост самостоятельности регионов


В Казахстане предпринят ряд мер, направленных на увеличение самостоятельности регионов. Этот процесс предполагает наделение местных властей большими полномочиями в области бюджетного планирования, управления инфраструктурными проектами и реализации программ социальной поддержки, передает агентство ZTB News со ссылкой на пресс-службу правительства РК. 

Расширение полномочий региональных органов позволит быстрее и эффективнее реагировать на запросы и потребности населения​. Местные власти смогут более гибко управлять ресурсами и принимать решения, касающиеся стратегического развития своих областей. В том числе по укреплению конкурентоспособности регионов и созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры и повышению уровня образования и здравоохранения на местах. 

По концепции развития регионов: 

В рамках реализации действующей концепции развития местного самоуправления в 2023 году исполнены следующие показатели: 

  • проведение прямых выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, а также внедрение прямых выборов акимов районов в областях; 

Выборы проходят поэтапно, согласно истечению сроков полномочий действующих акимов. За период с июля 2021 года по март 2024 года в сельских округах избраны 2 069 акимов. В пилотном режиме выборы прошли для акимов 42 районов и 3 городов областного значения. 

  • расширение доходной базы IV уровня бюджета. 

В рамках концепции развития местного самоуправления для самостоятельности сельских округов на IV уровень бюджета передано 25 видов налогов и платежей, в том числе 8 налогов (ИПН не облагаемый у источника выплаты, налог на имущество, землю, транспорт с физических и юридических лиц, плата за размещение наружной рекламы, ЕЗН, плата за пользование земельными участками) и 17 неналоговых платежей. 

Из них, в 2022 году на четвертый уровень бюджета осуществлена передача поступлений по 4 платежам (ЕЗН, плата за пользование земельными участками, поступления от продажи земельных участков и плата за продажу земельных участков) по которым по итогам 2022-2023гг. поступления составили - 15,9 млрд тенге. 

В настоящее время ведется работа по изменению законодательной базы, в том числе предлагаются следующие новеллы: 

  • расширение полномочий сельского акима и его аппарата (мониторинг уличной торговли; организация работы по внешнему оформлению общественных мест; мониторинг за эксплуатацией оборудования для детских игровых площадок; оказание услуг на платной основе и др.); 
  • передача на IV уровень бюджета дополнительных видов налогов и плат (налог на имущество ЮЛ и ИП; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности; плата за пользование водными ресурсами); 
  • расширение полномочий маслихата (мониторинг решения акиматами проблем, поднятых на встречах акимов с населением; участие депутатов в работе бюджетных комиссий акимата; инициирование уточнения бюджета по мере необходимости); 
  • разграничение полномочий председателя маслихата (сессии маслихата, контроль депзапросов, координация деятельности постоянных комиссий и др.) и руководителя аппарата маслихата (кадровые вопросы, дисциплинарной и конкурсной комиссий и др.); 
  • возможность сельскому акиму нанимать работников в рамках трудового договора согласно сдельной системе оплаты труда гражданских служащих (механизатор, сварщик, сантехник, электрик, кровельщик, юрист, бухгалтер и др.). 

По децентрализации: 

Во исполнение послания главы государства перераспределена 21 функция правительства в центральные госорганы в соответствующих отраслях и 12 функций в сферах информатизации, защиты персональных данных, электронного документа и электронной цифровой подписи и связи - в акиматы регионов. 

Также на сегодня на рассмотрении мажилиса парламента находится ряд поправок, направленных на дальнейшую децентрализацию госуправления путем передачи порядка 38 функций в акиматы регионов и 18 функций - местным исполнительным органам районного уровня. 

В целом данные меры позволят повысить ответственность первых руководителей госорганов за формирование соответствующей политики и акимов всех уровней за ее реализацию на местах, а также дадут возможность для гибкого и оперативного реагирования на вопросы местного значения. 

По бюджетной самостоятельности:

В проекте нового бюджетного кодекса предусмотрена передача налога на добычу полезных ископаемых на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды из республиканского в местные бюджеты. 

Дополнительно прорабатываются передача плат, сбор, пошлин, штрафов и др. платежей с республиканского на местный уровень. 

Вместе с тем приоритетную задачу региональной политики по снижению дисбалансов в качестве уровня жизни регионов планируется решать через внедрение минимальных стандартов для использования при планировании бюджета. 

Для этого в рамках нового бюджетного кодекса внедряется понятие минимальных стандартов, заложена законодательная основа для планирования расходов бюджета с учетом минимальных стандартов (сетей) социальной, инженерно-коммуникационной, транспортной и иной инфраструктуры. 

Соответствующие положения также включены в проект Строительного кодекса. 

При этом в дальнейшем на республиканском уровне планируется финансирование только критически важных проектов общестранового значения, а вся базовая инфраструктура будет финансироваться за счет средств МБ.

Другие новости