Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
Казахстанский режиссер Диас Азимжан два года учился на магистратуре в Нью-Йоркской Академии Киноискусства (NYFA) и уже успел поучаствовать в создании короткометражных фильмов и различных музыкальных клипов в Америке. В интервью ZTB.kz он рассказал об особенностях киноиндустрии в США, о своих работах и планах на будущее.
Диас родом из г. Аягоз, Восточно-Казахстанской области. Говорит, что в детстве мечтал быть режиссёром анимационных фильмов.
"Мы с друзьями писали и рисовали небольшие комиксы. Возможно, так и развивался интерес к сторителлингу со школьной скамьи.
Честно говоря, мой путь в сферу кино был долгим и продолжается по сей день. В жизни есть люди, которые с раннего возраста примерно знают, чем они будут заниматься, а есть те, кто находит дело жизни, пробуя, падая, ошибаясь, и пробуя снова. Я видимо отношусь к последним, так как пробовал себя в различных сферах, начиная от туризма, заканчивая авиацией и журналистикой".
Несколько лет назад Диас вёл свой блог, где писал на различные социальные темы и свои мысли о происходящих событиях.
"Спустя несколько лет, я вспомнил о комиксах и мечте детства и решил освоить сценарное искусство на профессиональном уровне. Думал, что раз уж более или менее научился излагать свои мысли на бумаге, то смогу и истории писать, но не тут то было...
Установив специальную программу, я начал писать, и буквально после первого предложения понял, что не имею необходимых навыков и знаний, чтобы конструировать истории и передавать через экран. Мне не хватало знаний в этой области, так как сценарное искусство имеет свои нюансы и подводные камни".
Поэтому парень начал поиски киноакадемий и курсов.
"Тут нужно признать, что у NYFA хороший маркетинг, на который и наткнулся в поисковике, где они стояли первыми в списке. Слышал о ней раньше и даже думал пройти у них курсы года 3-4 назад до этого, но из-за нехватки финансовых средств, отложил это дело на неопределённый срок. А в тот раз решил, что нужно действовать".
Казахстанец подал документы, отправил некоторые свои работы (креативное портфолио), прошёл собеседование и поступил. С документами Диасу помогала представитель академии в стране - Мунира, за что парень ей благодарен.
"Я учился два года по специальности "FilmMaking", куда входит: операторское дело, продюсирование, актёрское мастерство, сценарное искусство и режиссура (на который и делался фокус в программе).
Навыки в киноискусстве приобретались в филиале академии в Лос-Анджелесе, так как академические программы преподаются в большинстве своём там. Возможно, это связано с нахождением ВУЗ-а буквально в сердце Голливуда, что подтверждает факт нахождения студий-могулов киноиндустрии Warner Brothers и Universal Studios в двух шагах от академии, где мы и оттачивали мастерство по операторскому делу и режиссуре".
За время обучения, Диас был на многих съёмочных площадках Лос-Анджелеса, что, по его словам, заряжает и сильно мотивирует развивать свои навыки и совершенствоваться.
"Учёбу я завершил осенью 2016 года. За это время участвовал на различных позициях в создании около 30 короткометражных фильмов и различных музыкальных клипов. В качестве режиссёра-постановщика и сценариста сняли три короткометражные картины, одна из которых (под названием "ULTIO") недавно вышла в общий доступ. Также два наших клипа, которые мы сняли в Лос-Анджелесе, вы можете посмотреть на одном из музыкальных каналов в Казахстане"
Диас также отдельно отметил особенности киноиндустрии в Америке, по его мнению.
"Во-первых, в США индустрия кино хорошо систематизирована и регулируется Законом. У нас, к сожалению, по сей день нет Закона "О кино", который многие ждут чуть ли не с момента обретения независимости. Это первое и, возможно, самое главное отличие.
Во-вторых, кадры. Под кадрами я имею ввиду не только специалистов, но и тех, кто ответственно и вовремя (подчеркиваю) выполняет свою работу. Над этим, как и в других сферах деятельности страны, нам нужно работать и работать.
В Голливуде, если член съёмочной команды опоздал на работу, ему будет выговор, а в следующий раз его просто не возьмут на работу. Плюс ко всему, есть эффект сарафанного радио, и об этом опоздании будут знать и другие "киношники", и у опоздавшего шансы на попадание в следующие проекты, естественно, будут уменьшаться с каждым проколом, а ждущих своей очереди за ним (тех же выпускников киноакадемий) тысячи. Они это понимают, и каждый старается выполнять работу на совесть и дисциплинированно".
У нас, из-за нехватки кадров, как заметил, стараются брать одних и тех же людей, пусть они и делают проколы, так как их просто некем заменить, и первые об этом прекрасно осведомлены.
Но отечественных профессионалов своего дела тоже можно понять. Судя по их отзывам, есть момент демотивированности, в следствие отсутствия системы поощрения (как в той же Северной Америке). Ведь если человек делает что-либо лучше других, он имеет полное и моральное право быть поощренным и мотивировать других на совершенствование и развитие.
В-третьих, казахское кино традиционно сильно в арт-хаус или в авторском кино, приземленном и жизненном. Считаю, нам нужно развивать данное направление и учиться синтезировать с коммерческими проектами. Возможно, так и будет прорабатываться стиль отечественного кино, без копирования у других.
В четвертых, у меня сложилось ощущение, что зритель устал от бездушного конвейера отечественных комедии, точнее полутора-двухчасовых скетчей. Конечно, среди них есть и неплохие (редкие) экземпляры, но большинство из них - с плохо проработанными сюжетами, пластмассовой игрой актёров, без режиссёрских решений и самое главное - несмешными и глупыми шутками, "благодаря" которым мы сами можем сильно уронить уровень восприятия нашего кино. Отечественный зритель может окончательно отвернуться от наших картин. Вот тогда и будем посыпать голову пеплом, но как бы не оказалось поздно.
В-пятых, отношение членов съёмочной команды друг к другу во время съемок. Я не раз был свидетелем того, как те, кто рангом чуть выше других, орал и словесно измывался над остальными. Или как кастинг директор или вторые режиссеры орут на актёров массовых сцен. Это все вкупе создаёт напряженную обстановку на съёмочной площадке, что не может не отразиться на качестве съёмки и продукта в целом. Такое отношение недопустимо даже на студенческих площадках Лос-Анджелеса. При конфликтных ситуациях, участники обсуждают и решают такие моменты вне съёмочной площадки, не выплескивая негатив на других, что считаю разумным и зрелым подходом".
Режиссер видит и решения проблем. Он считает, что казахстанским деятелям кино нужно более ответственно подходить к созданию кинокартин.
"Даже тех же комедии (раз уж решились заработать на них). Думаю также, что нужно иметь определённый посыл, не путать КВН с кино, прорабатывать сюжет, не торопясь и не гоняясь за сиюминутным хайпом.
Также есть острая необходимость развивать другие жанры, но уж точно не с таким поверхностным подходом, как к комедиям".
Некоторые могут не согласиться со мной, и это нормально, но думаю, важно понимать, что конструктивная критика наших действии и сравнительный анализ никогда не будут мешать развитию. Посему, будем работать, анализировать, делать выводы и совершенствоваться, ведь никто не будет делать это за нас".
Одна из работ Диаса Азимжана - короткометражный фильм под рабочим названием "Interius", который снимался в 2016 году в Лос-Анджелесе.
"Название фильма в переводе с латиницы означает "внутри" или "глубоко внутри". Картина о том, что люди предпочитают скрывать от общества глубоко в себе, а именно - затрагивается тема изъянов семьи. Думаю, слоган фильма может дать общее представление о фильме:
"В каждой семье есть секреты... Каждый секрет имеет срок годности"".
В настоящее время режиссер изучает кинорынок и пишет сценарии.
"Есть некоторые проекты, о которых расскажу после их реализации. Еще, как и у многих начинающих режиссёров, в планах - снять полнометражную картину и вносить свою лепту в развитие отечественного кино.
Большая часть моего времени уходит на любимое дело и просмотр фильмов, но меня всегда интересовали еще живопись, шахматы, авиация и аниме. Сейчас также изучаю психологию поведения человека и направление футурологии, о новостях которого (и не только) делюсь в своём телеграм-канале. Считаю, что у современного человека сейчас, как никогда, безграничные возможности для развития".