И рассказал, какие факторы влияют на макропоказатели экономики
130 лет исполнилось в этом году со дня рождения поэта, основоположника современной казахской литературы Сакена Сейфуллина. Что он сделал для казахского народа, почему верил в коммунизм и какой трагедией обернулась его преданность партии, рассказывает ZTB News.
Сакен Сейфуллин родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле в Акмолинском уезде. Семья происходила из рода Куандык племени Аргын. При рождении ему дали имя Садуакас. Родители его были людьми небогатыми, и все же в их семье любили музыку, стихи. Отец Сакена обладал хорошим слухом, был отличным домбристом и человеком веселого нрава. Мать Жамал была знатоком устного народного творчества, умела искусно рассказывать сказки и народные предания. Арабской грамоте Сакен научился в ауле у муллы.
В 1907 году отец отдает Сакена сначала в Нильдинскую русско-казахскую школу, затем в приходскую и позже в трехклассное городское училище. В годы учебы он знакомится с русской литературой, встречается в Акмолинске с известными акынами Газизом и Иман-Жусупом, много читает, заучивает наизусть стихи Абая. Пытливый юноша мечтает посвятить себя просвещению казахского народа и решает стать учителем. В 1913 году Сейфуллин, окончив Акмолинское училище, поступает в Омскую учительскую семинарию. В это время он начинает писать стихи.
Поэт и писатель
В стенах семинарии Сакен зарекомендовал себя как поэт и как активный участник молодежной организации “Бірлік”, которая ставила перед собой цели заниматься просвещением казахского населения. На заседаниях литературного кружка Сакен исполняет свои стихи и песни, слушает стихи Магжана Жумабаева.
Первый сборник Сейфуллина “Өткен күндер” вышел в свет в Казани. В сборник вошли около двадцати стихотворений о любви, родине, степной природе. Свои политические стихи “Кел, жігіттер”, “Жас қазақ марсельезасы”, “Жұмыскерлерге”. “Жолдастар” и другие он объединил в сборниках “Асау тұлпар” и “Экспресс”. Наиболее известными стихами Сакена признают “Советстан” и “Кокшетау”. В 1930-е годы поэт писал произведения, посвященные приходу нового времени, много говорил о социальных проблемах общества.
В 1917 году Сейфуллин написал свой первый художественный рассказ “Жұбату”. В 1922 году в журнале “Қызыл Қазақстан” были опубликованы первые главы программного романа “Тар жол, тайғақ кешу” ("Тернистый путь") о революции и гражданской войне на территории Казахстана.
Наряду с творческой работой в области поэзии, художественной прозы, драматургии, критики и литературоведения Сакен много сил отдавал публицистической деятельности. Его статьи выходили в газетах “Тiршилiк”, “Енбекшi қазақ”, журнале “Қызыл Қазақстан”.
Казах или киргиз
Сейфуллин был одним из первых, кто поднял принципиальный вопрос - почему казахов именуют киргизами? Конечно, казах казаха киргизом не называл, но в официальном русском языке на тот момент слово “киргиз” относилось и к казаху. Это была историческая ошибка, которую он хотел исправить. 15 февраля 1923 года в газете “Енбекшi қазақ” вышла статья Сакена Сейфуллина “Давайте называть казахов казахами, исправим ошибки”. Его усилия не были тщетными. Так, решением пятого съезда Советов 1925 года казахов стали называть казахами. Однако после этой статьи московское руководство стало считать Сакена Сейфуллина националистом.
Несмотря на это, он стремился использовать все возможности высокого поста (на тот момент Сейфуллин был председателем Совета народных комиссаров республики - ред.), чтобы довести свое дело до конца. Сакен стал бороться за придание казахскому языку статуса государственного. Он утверждал, что Казахстан не сможет процветать, пока национальный язык не будет внедрен в официальные учреждения.
Литературная критика
Талантливый писатель и поэт, Сакен Сейфуллин был в то же время и одним из первых литературных критиков в Казахстане. Этот путь он начал еще до революции. Ну а с опорой на политику партии, он начал борьбу против врагов неокрепшей тогда литературы социалистического реализма.
В тот период Сакен пишет статьи о важнейших творческих вопросах казахской советской литературы, важное место уделяет литературным связям русского и казахского народов. Он никогда не переставал думать об улучшении культурно-просветительной работы. Даже в обыденных статьях, связанных с хозяйственными вопросами, он находил повод высказать свои мысли относительно роли просвещения в жизни народа.
Занимаясь культурным строительством и формируя взгляды творческой интеллигенции в традициях социалистического реализма, Сейфуллин при поддержке своих соратников решает создать организацию, которая объединила бы писателей Казахстана, преданных делу революции. Так в 1925 году появляется Казахская ассоциация пролетарских писателей.
В 1922 году Сакен Сейфуллин написал повесть “Айша”. Продолжая традиционную для казахской литературы тему женского бесправия, писатель по-новому рисует образ героини. Айша отличается личным мужеством, стойкостью характера и решительностью в борьбе, она не покорная жертва социальной несправедливости, а боец и победитель. Тема женской свободы и эмансипации в конфликте традиционного и современного звучала тогда весьма актуально.
Принципиально важное значение приобрела повесть Сейфуллина “Жер қазғандар” (“Землекопы”), в которой впервые в казахской прозе поднималась тема рабочего класса. В 30-е годы Сейфуллин написал одну из первых приключенческих повестей в казахской прозе - “Бандыны қуған Хамит" (“Хамит, преследующий бандитов”).
Высокие должности признание партии
В мае 1926 года Сейфуллин был назначен заведующим комиссией по истории партии и революции Казкрайкома ВКП (б). А в декабре женился на Гульбарам Батырбековой. У пары родилась дочь Лаура, которую Сакен очень любил. Он называл ее своим исцелением. К сожалению, девочка заболела и умерла совсем маленькой.
В 1927 году Сейфуллин был назначен ректором Кызыл-Ординского института народного просвещения. С мая 1928 года он - лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литературного объединения казахской молодёжи, глава Казахского института просвещения. В период нахождения на должности ректора Ташкентского высшего педагогического института он общается с видными учеными Мухамеджаном Тынышпаевым, Санжаром Асфендиаровым, Василием Бартольдом и другими. Более того, он продолжает сбор фольклорных произведений казахского народа.
12 июня 1934 года, за три месяца до открытия Первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей Казахской автономной республики, который объединил всех считавшихся благонадёжными литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнёс как основатель Союза. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров.
Сейфуллин участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве. Известная русская писательница Галина Серебрякова после встречи с ним в Москве, в 1936 году писала: “Сакен Сейфуллин, которому тогда было немногим больше сорока лет, поразил меня своей мужественной, красивой внешностью. Он был очень высок и статен. Смуглое сильное лицо его часто меняло выражение. Особенно запомнились искрящиеся, умные черные глаза, смотрел он прямо, честно и смело, и походил на олицетворявших отвагу и волю воинов с древнеперсидских фресок”. В 1936 году Сейфуллин - первым из казахских писателей - был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Председатель ЦИК СССР Михаил Калинин подарил ему золотые часы.
Преданный режимом
Слава и почести не помогли. Спустя год после награждения Сакен стал “врагом народа”. Его арестовали 24 сентября 1937 года. Советская власть, в которую верил Сейфуллин, предала его. В застенках Сакена пытали. Стремясь получить его признание, писателю выбили два зуба, вырвали усы.
Гульбарам, которая навестила мужа в тюрьме, не узнала его.
Серое лицо, щеки ввалились, нижняя челюсть обтянута иссохшей кожей, выдавалась вперед, угасший, отрешенный взгляд устремлен в пол… И это - мой Сакен… Что же они с ним сделали, если его черные волосы побелели?, - рассказала она писателю Жаику Бектурину.
25 февраля Сейфуллина приговорили к высшей мере наказания. Его расстреляли в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. Как только Сакена бросили за решетку, в степном ауле арестовали и его отца Сейфуллу. По воспоминаниям жены Сакена Гульбарам, нашлись “завистники и подлецы”, которые воспользовавшись случаем, сожгли дотла дом семьи. “Мы Сакена прах развеяли” - хвастались они позже.
Гульбарам
После казни Сейфуллина Гульбарам была сослана в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников родины - ред.) с сыном Аяном. В своих воспоминаниях Гульбарам писала:
С наступлением весны поползли тревожные слухи о том, что город скоро будет очищен от жен и детей врагов народа. И они были небезосновательны. Однажды к домику старухи, где мы жили, подошел милиционер: “Чтобы тебя в пятидневный срок здесь не было. Возле Акмолинска есть колония. Поедешь туда. Вот тебе сопроводительный лист. Когда туда прибудешь, нам сообщат. Если сбежишь или не уедешь в назначенный срок - тебя будут судить”.
Чтобы добраться до Акмолинска, Гульбарам должна была сделать огромный крюк: надо было ехать через Семипалатинск, Барнаул, Новосибирск, Омск, Петропавловск, Кокчетав, Боровое.
В поездке Аян начал бледнеть. Мальчик и так всю зиму дрожал от холода в нетопленной землянке, не доедая. А в переполненном вагоне, среди толпы ребенку становилось все хуже. На вокзале Новосибирска Аян ослаб и лежал у матери на руках уже безучастно. У него начался жар.
О ты! Неправедный Бог! Почему в день смерти Сакена не забрал ты наши жизни? Где были твои всевидящие очи? Сакен! Бедненький мой!, - писала в отчаянии в своем дневнике Гульбарам.
Ей помог русский мужчина, который принес продукты и посадил ее на поезд до Омска. Он был писателем, знал Сакена и от большого уважения к казахскому поэту подал руку помощи его жене.
В пути Аян умер. Гульбарам крепко прижимала тело сына к себе, чтобы его не забрали и не выбросили из поезда. Она делала вид, что укачивает его, сдерживая слезы и отчаяние. На одной из станций местные жители, семья татар, помогли ей похоронить Аяна. Его омыли водой из чайника, прочитали молитву и предали земле.
С горя Гульбарам какое-то время не могла вспомнить точное местоположение могилы Аяна. Только через много лет на месте захоронения сына Сейфуллина установили надгробный камень.
Сама Гульбарам так и не вышла замуж, храня верность горячо любимому Сакену. Женщина ушла в мир иной со спокойной душой - она успела застать момент, когда Сейфуллина реабилитировали.
В чем трагедия Сейфуллина?
У меня в шкафу хранится тюбетейка, которую муж иногда надевал, и пустой флакон от духов. Это все, что у меня осталось. Остальное утеряно. И еще со мной остались моя скорбь и стихи Сакена. Сейфуллин, как мне кажется, предчувствовал, что на него свалится однажды большое несчастье. В его произведениях всегда присутствуют печаль и тоска, - писала в своих воспоминаниях Гульбарам.
В XXI веке, в эпоху независимости и переоценки многих граней ушедшей эпохи фигура Сакена Сейфуллина представляется совсем неоднозначной. Трагедия поэта в том, что он был искренним глашатаем нового строя, того самого, жертвами которого стали миллионы казахов в годы голода и репрессий. В конце концов, и сам Сакен, рьяно отстаивавший правду революционных идей, был уничтожен этим строем. Он был пламенным большевиком, поэтом-мечтателем, поверившим в идеалы коммунизма и светлое будущее для своего народа. Сейфуллин не мог знать, что это “светлое будущее” так никогда и не наступит в условиях тоталитарного режима.