11 октября во время старта с космодрома Байконур, арендуемого Россией у Казахстана, произошла авария на борту ракеты-носителя «Союз МС». К счастью, никто не погиб.


В настоящее время «Роскосмос» приостановил все пилотируемые запуски и начал расследование аварии. Ее уже назвали самой страшной космической катастрофой за последние 40 лет. Глава NASA Джим Брайденстайн сообщил, что американская сторона проведет собственное тщательное расследование случившегося.


В связи с этим событием Kaktakto вспомнил самые известные катастрофы космических кораблей, которые происходили на космодроме Байконур.




1960 год. Катастрофа Неделина



Самая страшная и первая крупная авария, произошедшая на Байконуре. За 30 минут до пуска произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени Р-16.


Произошло разрушение баков первой ступени, начался пожар итогом, которого стала гибель 74 человек, правда, по другим данным, погибло не менее 120 человек.


Информация о трагедии в советской прессе была засекречена, учитывая, что пуск планировался к очередной годовщине Октябрьской революции. Причиной аварии в итоге было названо грубое нарушение правил техники безопасности. Как показало расследование, непосредственные виновники аварии погибли при взрыве. Никто из оставшихся в живых наказан не был.


Ежегодно на «Байконуре» вспоминают жертв трагедии. Проходят митинги с возложением венков у братской могилы погибших на проспекте Гагарина, у памятника на месте бывшей стартовой площадки Р-16.



1975 год. Потеря «Союза»


Корабль «Союз - 18-1» стал следующим крупным космическим кораблем, который потерпел катастрофу на Байконуре. Он стартовал, чтобы доставить экипаж из двух космонавтов на станцию «Салют-4».


Во время старта произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя, должно было произойти отделение второй ступени ракеты, но этого не случилось. Это похоже на то, что произошло на космодроме 11 ноября 2018 года.


Сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата от ракеты. Космонавтам, находившимся на борту, удалось спасти, они приземлилась в Монголии, откуда были впоследствии эвакуированы.



1983 год. Новый провал «Союза»


В сентябре 1983 года «Союз Т -10-1» намеревался доставить экспедицию к орбитальной станции «Салют-7», однако этого не случилось, так как случилось возгорание топлива.


Заработала система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который в итоге приземлился недалеко от стартового комплекса. По счастливому стечению обстоятельств никто из представителей экспедиции не погиб и не пострадал.


Ракета-носитель при этом самоуничтожилась. Началось возгорание 180 тонн горючего, пожар тушили в течение 20 часов.


После этого случая вплоть до развала СССР все старты на Байконуре случались в штатном режиме. Новые случаи аварий уже были после развала Союза.



1993 год. Старт «Протона» не удался


Не удалось вывести на орбиту один из спутников связи, космический аппарат «Горизонт №39Л». В 1999 году вновь произошли проблемы с «Протоном», дважды корабли падали в Карагандинской области. При первой аварии фрагмент корабля упал на жилую территорию, возник пожар ступеней на высотах 28-30 км.


Во время второй аварии обломки упали в малонаселенном районе Карагандинской области, тогда правительство Казахстана потребовало изменить правила аренды Россией Байконура и обеспечить безопасность полетов. Были и более радикальные предложения полностью запретить пуски «Протонов» с Байконура.


Уже после прихода к власти в РФ Владимира Путина договор об аренде действительно был пересмотрен, сам космодром перешел в ведение России до 2050 года. Вместе с тем Москва обязалась обеспечить безопасность полетов. Однако инциденты с «Протонами» продолжились.



2007 год. Падение перед Назарбаевым


В сентябре 2007 года «Протон-М» после неудачного запуска упал в 40 км от Жезказгана, в воздух распылилось опасное вещество гептил. Примечательно, что именно в это время в городе с визитом находился президент Нурсултан Назарбаев.


На этот раз реакция Астаны была жесткой. Для ликвидации экологического ущерба Казахстан затребовал от России выплатить компенсацию в размере $60,7 млн. Однако в итоге Москва выплатила в 30 раз меньше.


2010 год. Падение в Тихом океане


Еще одна крупная катастрофа с «Протоном» произошла в декабре 2010 года. На орбиту должны были быть выведены три спутника системы «Глонасс», однако ракета-носитель отклонилась от курса и упала в Тихий океан.


2013 год. Слишком много гептила


Очередная крупная катастрофа произошла в июле 2013 года. После старта ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 произошла авария и падение на 32-й секунде полета на территории космодрома - приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса.


В этот момент в ракете находилось около 600 тонн компонентов топлива гептил, большая часть которых сгорела при взрыве. Комиссия пришла к выводу, что причиной аварии «Протон-М» стала неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания при сборке ракеты в ноябре 2011 года.


Три датчика из шести были перевернуты на 180 градусов, что привело к получению системой управления ракеты некорректных данных о ее ориентации. Экологические активисты в Казахстане после аварии потребовали от властей обратить внимание на небезопасные выбросы гептила, от которого страдают граждане страны.

Другие новости