Школа на бумаге: как в области Улытау «освоили» комфорт, которого не было


Эти данные содержатся в экспертном заключении Ревизионной комиссии по области Улытау, подготовленном по итогам анализа реализации национального проекта «Качественное образование – Образованная нация» за 2022–2023 годы и хода исполнения дорожной карты до 2029 года.

Речь идёт о школах, которые должны были быть построены или выведены из аварийного и адаптированного фонда. В частности, аудиторы фиксируют: по ряду объектов информация об исполнении отсутствует полностью. Ни сроков, ни актов, ни реального результата.

В отчёте прямо указано: запланировано строительство новых школ и начальных корпусов для ликвидации аварийных зданий и двухсменного обучения, однако по нескольким объектам нулевая отчётность. Формально мероприятия «в планах», фактически – дети продолжают учиться там же, где и до запуска национального проекта.

Между тем, как ранее писали в СМИ со ссылкой на начальника управления образования в рамках нацпроекта “Комфортная школа” в 2023-2025 годах планировалось строительство 7 школ на 4500 ученических мест. Только в 2023 году на школу в микрорайоне Кабанбай батыра (пос. Геологический) Жезказгана планировали выделить 2,7 млрд тенге рамках нацпроекта «Комфортная школа» в 2023–2025 годах планировалось строительство 7 школ на 4 500 ученических мест. Только в 2023 году на школу в микрорайоне Кабанбай батыра (пос. Геологический) Жезказгана планировали выделить 2,7 млрд тенге. 

Характерный пример – школы, которые должны были заменить адаптированные здания. В дорожной карте прописано: строительство новых объектов в Каражале, Жанааркинском и Улытауском районах. Но в экспертном заключении Ревизионной комиссии чёрным по белому: «Информация об исполнении отсутствует». Это не задержка и не корректировка сроков, а отсутствие результата как такового.

Параллельно регион отчитывается о «выполнении показателей». В отчётах власти рапортуют о модернизации, обновлении и создании комфортной среды. На деле же классы перегруженны, в школах двухсменка и дефицит учебных мест, особенно в городах Жезказган и Сатпаев. В самом документе это названо напрямую: инфраструктурные проблемы усиливаются, а дефицит учебных мест растёт.

Отдельный цинизм ситуации в том, что дорожная карта официально выполнена на 75%, при этом сами аудиторы указывают: по 13 мероприятиям вообще нет данных, а фактическая полнота отчётности около 84%, что не позволяет объективно оценить эффективность. 

Проще говоря, часть школ «выпала» не только из реальности, но и из отчётов. Ревизионная комиссия также фиксирует расхождения между тремя источниками сразу – дорожной картой, Планом развития области и Национальной образовательной базой данных. По одним документам школы «модернизированы», по другим – их просто не существует. Это создаёт иллюзию движения, за которой нет ни стен, ни спортзалов, ни новых классов.

В итоге национальный проект о «качественном образовании» в Улытау на примере конкретных школ выглядит так: деньги планируются, проценты рисуются, а дети продолжают учиться в старых зданиях, потому что новая школа осталась в разделе «планируется».

Другие новости