Такие средства мониторинга применяются уже к 60% лиц
Жители микрорайона Ожет не намерены жертвовать своими домами ради строительства БАКАД (Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога – ред.). Она должна пройти прямо по их жилищу. Решение властями уже принято, но советоваться с местными жителями чиновники не стали. Сегодня ожетовцы вышли на улицу, чтобы выразить протест против сноса их домов.
Одна из старожилов Раушан Нусупова ранее видела людей, которые считали здесь деревья, присматривались к территории. Но тогда женщина не обратила на них особого внимания. Это уже потом, спустя время, жители микрорайона поняли, что на эти земли у чиновников свои планы, в которые владельцы здешних домов не входят.
В ноябре 2023 года встретила двух женщин, которые не представились, но начали считать наши деревья. Сказали: мы вам за них хорошо заплатим. А я в ответ поинтересовалась тем, кто же их продает? Тогда они заявили, что дома снесут, здесь будет дорога. Тогда я подумала, что это недоразумение.
Как оказалось, власти намерены сделать пробивку улицы Тлендиева по микрорайонам Дархан и Ожет. А значит, новая автодорога пойдет прямо по сотням домам.
В интернете посмотрела схему. Дорога идет прям по нам. Зигзагом обходит могилу, которая расположена близ наших домов. К нам приехал архитектор, сказал, что этот вопрос уже решен еще в прошлом году. Мол, нам дадут деньги, заплатят за каждое деревце, и мы сможем купить себе хоромы. Якобы разнести Ожет - самый экономически выгодный проект. Но почему мы должны отдавать им свои дома?, - возмущается жительница микрорайона Ожет.
Жители предлагают градостроителям более выгодный проект с наименьшими потерями.
По нашим подсчетам, под снос попадают около 200 домов. Есть альтернатива, как по-другому пустить эту дорогу. Рядом расположен микрорайон Дархан, если по нему пустить прямую дорогу, то под снос попадут максимум 10-12 домов. И то это незаконно захваченные земли. Тогда проект в сотни раз дешевле обойдется. Не придется массово людей выгонять с домов, сносить большое количество построек. Да и транспорту по новой дороге будет скорее добираться до цели - на Бурундайскую трассу, - говорит Раушан Нусупова.
Успокоить бастующих попробовал заместитель акима Алатауского района Ертис Бесиров, отметив, что проект необходим для разгрузки дорог.
В прошлом году были внесены изменения в генплан Алматы. Там есть эскизный проект по удлинению улицы Тлендиева. В июле выйдет экспертиза, которая подтвердит, как будет реализован проект и сколько домов попадут под снос. Сейчас мы не можем назвать точные данные. Этим занимается управление городской мобильности. Все это делается для уменьшения пробок. Подобные работы проводятся на улицах Толе би, Рыскулова и так далее. То есть внутренние городские улицы будут выводить на объездную дорогу БАКАД.
По его словам, если проект пройдет экспертизу, то до конца года жителям придет уведомление о сносе, а строительные работы начнутся в 2025-2026 годах.
Однако жители намерены до конца биться за свое имущество, а если придется, они готовы даже судиться. Пока собравшиеся написали только обращение акиму Алматы с просьбой пересмотреть схему пробивки улицы Тлендиева.
Я всю жизнь здесь прожила. Мои родители здесь лежат на кладбище. Я не позволю забрать нашу территорию, снести родовое гнездышко. Нам не нужны квартиры. Кто делает такие проекты без совета с народом?, - говорит Елена Садвакасова.
Стоит отметить, движение по Большой Алматинсой кольцевой автодороге открылось в июле 2023 года. Ее цель - разгрузка Алматы от транзитного транспорта. Общая длина автобана – 66 километров. Проходит БАКАД по территориям Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области в 14 населенных пунктах. Свое начало дорога берет из поселка Кыргауылды, заканчивается в поселке Кызылкайрат.