«Улучшения нет»: Токаев раскритиковал деятельность нескольких ведомств


Сегодня, 7 февраля 2024 года, состоялось расширенное заседание правительств, на котором выступил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, что он обозначил новый целевой ориентир для развития страны, президент достаточно жестко раскритиковал итоги работы сразу в нескольких направлениях.

Здравоохранение

Больше всего, пожалуй, досталось здравоохранению, в частности, ОСМС. Токаев отметил, что за пять лет бюджет отрасли вырос вдвое, а результате не видно.

За пять лет работы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) нет улучшения качества и повышения доступности медицины в Казахстане. В 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 трлн тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит. Более того, имеет место неэффективное использование ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли, - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Президент поручил сформировать единый пакет медицинской помощи, который будет состоять из базовой части, гарантированной государством, и страховой, формируемой за счет отчислений работодателей и самих граждан.

1-1

Кроме этого, подверглась критике и реализация национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения»: из запланированных 655 объектов сданы в эксплуатацию только 85.

Среди причин называют длительный процесс подготовки ПСД, затягивание сроков строительных работ, завышение стоимости проектов. Очевидно, что все это банальные отговорки. Министр и акимы, если захотят, могут оперативно решить эти проблемы, но, видимо, не хотят, - резюмировал президент.

Социальная помощь

О необходимости реформирования социальной сферы заявил К.-Ж. Токаев. Он поручил полностью пересмотреть механизмы социальной помощи в Казахстане.

Надо повысить эффективность и адресность социальной помощи, что поможет высвободить ресурсы для целевой поддержки нуждающихся граждан. Государственную социальную поддержку получают около 4,5 млн человек, или почти каждый пятый житель страны. При этом большинство из них вполне способны работать, - заявил президент.

По его словам, такая система в обществе все больше укрепляет психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах.

Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили. Такую систему необходимо перестроить, - сказал президент, подчеркнув, что адресная социальная помощь должна основываться на показателях расходов, а не доходов, которые часто умышленно занижают.

Дорожная сфера

Проблема хороших дорог, вернее, их отсутствие стали следующей темой в выступлении президента. До сих пор не завершен ремонт важнейшей для страны трассы Астана - Балхаш - Алматы, который был начат еще в 2017 году, более пяти лет ремонтируются и другие республиканские дороги: Атырау - Астрахань, Актобе - Кандыагаш, Талдыкорган - Усть-Каменогорск. Закончить ремонт Токаев поручил в 2024 году, но привлекать к работам, по его мнению, необходимо отечественные компании.

Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается, - сказал президент.

4

Строительство

Усилить контроль за качеством в сфере строительства, велел президент.

Он подчеркнул, что сейчас в Казахстане обсуждают вопрос о возврате государственной монополии на экспертизу в строительной отрасли.

Главный приоритет - безопасность граждан. Поэтому надо повышать контроль качества строительства. Но правительству следует соблюсти баланс интересов, чтобы не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка, - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Он подчеркнул, что строительной отрасли накопились острые вопросы, касающиеся долевого строительства и незаконной застройки, реформы ОСИ, а также коррупции.

Одним из факторов, сдерживающих развитие строительного сектора, да и экономики в целом, все еще остается коррупция. Я неоднократно говорил о необходимости бескомпромиссной борьбы с коррупцией, и в этом деле произошли положительные сдвиги. Однако успокаиваться рано, нужно продолжать работать, в частности, внедрять цифровые технологии, - поручил Токаев.

Бюджетная и налоговая политика

Президент потребовал кардинально повысить эффективность бюджетной и налоговой политики. Он отметил, что за последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 трлн тенге. Это говорит о проблемах в управлении бюджетом и качественном прогнозировании бюджетных параметров.

Как я понимаю, исполнение плана по доходам прошлого года Минфин во многом обеспечил за счет налогов текущего года. Возврат НДС на 600 млрд тенге был приостановлен. Получается, бюджетные вопросы решены за счет изъятия оборотных средств у бизнеса, - заявил Токаев.

По его мнению, проблема еще и в том, что деньги из бюджета в Казахстане расходуют на текущие задачи, а не на стратегические цели.

Финансы расходуют на текущие задачи, а стратегические цели отходят на второй план. Правительству предстоит определить четкие приоритеты расходов с упором на получение максимальной экономической отдачи, - поручил Касым-Жомарт Токаев.

 

2

Аграрная политика

В масштабном реформировании нуждается аграрная сфера, уверен президент РК, включая внедрение новых технологий, повышения эффективности льгот и субсидий, рационального использования земли и других ресурсов.

Созданное специально Министерство водных ресурсов и ирригации пока ожидаемых результатов не приносит. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно и целеустремленно. У нас же только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Обсуждение документа сильно затянулось, - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Президент сообщил, что в стране только 13% орошаемых земель охвачены технологиями водосбережения.

Работа правительства и акимов

По мнению Токаева, необходимы решительные и продуманные действия, чтобы совершить и рывок в развитии, в частности – акимам использовать необходимые инструменты для решения поставленных задач.

Зачастую эти инструменты не используются в должной мере. В результате темпы реформ снижаются. Это недопустимо. В процессе обсуждений и согласований между государственными органами инициативы теряют изначальный замысел. Правительство и акимы должны кардинально пересмотреть свое отношение к работе. Нужна результативность, а не бюрократия, - заявил президент.

 

3

Налоговый кодекс

Подвергся критике президента и проект Налогового кодекса, который, по сути, должен «обеспечить разумный баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня поступлений в бюджет».

Между тем у бизнес-сообщества складывается мнение, что документ нацелен, прежде всего, на повышение налоговых ставок. Повышение НДС с 12 до 16% – это не панацея. В реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, а также снизить инвестиционную привлекательность страны. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как главы государства, – заявил президент.

Глава государства уверен, что такой стратегически значимый документ, как Налоговый кодекс, должен разрабатываться не только налоговиками, но и экономистами с привлечением бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

Другие новости