Грядет пора выпускных, и юные школьники скоро окажутся на пороге взрослой студенческой жизни. Куда подавать документы, на какую специальность учиться и какой для этого выбрать университет - вечные вопросы абитуриентов, ответов на которые они могут так и не получить. А вот те, кто уже вкусил все прелести студенческой жизни и знают, где хорошо, а где не совсем, им могут в этом помочь. Вот и выпускник ЕНУ решил поделиться своим опытом обучения в стенах этого ВУЗа и рассказал свою правду. Предлагаем вам ее узнать.


Год назад я выпустился из одного из самых известных ВУЗов Казахстана - Евразийского национального университета. Публикуя эту статью, я преследую 2 цели. Первая - привлечь внимание к проблемам высшего образования в Казахстане, вторая - предупредить абитуриентов, чтобы они не покупались на громкие названия университетов.



Хочу начать свою историю с того момента, когда я был школьником заканчивающим школу. Все 11 лет я хорошо учился - был отличником. Я из очень небогатой семьи, но зато с большими амбициями. Поэтому я еще в школе понял, что единственный путь «наверх» это хорошее образование. Я шел на «Алтын белгі», поэтому рассчитывал поступить на грант на экономический факультет. Когда я увидел результат ЕНТ - 116 баллов, то подумал - все! Я почти экономист! При подаче заявления на грант можно было указать 4 специальности, и, конечно же, моим первым приоритетом была экономика, далее я указал все остальное, на что можно было подать (я абсолютно не зацикливался на остальных специальностях, думал, что 117 баллов и «Алтын белгі» обеспечат мне то, о чем я мечтал). Открыв списки с грантниками, я увидел, что не прошел по первому приоритету, а прошел по второй специальности, причем, на экономику прошли люди с такими же баллами, как и у меня, но по сельской квотой (Вопрос - Чем они лучше меня!?). Очень расстроился тогда, но делать нечего, на что мне дали грант, на то я и поступил. К слову сказать, большинство студентов действует именно так - по принципу "Куда пройду, туда и поступлю", очень мало тех, кто имеет четкую цель поступать на что-то определенное.



Все самое интересное началось по приезде в Астану. Мы с мамой сдали документы на факультет, и пришло время заселяться в общагу. При заселении родителей в комнаты не запускали, сказали, что они мешают (только потом я понял, что это сделано для того, чтобы родители не видели, в каких условиях будут жить их дети). Первое, на что обращаешь внимание, это - количество человек в комнате. В помещении, рассчитанном на 3 человека, заселяют 6-х, а в те комнаты, которые для 2-х людей заселяют 4-х. В комнатах двухэтажные кровати, одна маленькая парта - и кушать, и учить уроки надо на них. Мебель и сантехника в очень плохом состоянии. При заселении я сразу сделал фото своей комнаты.


Поначалу я смирился с тем, на какую специальность я поступил. Я был настроен на учебу. Познакомился со своими одногруппниками. Все они все оказались очень милыми ребятами со всех областей Казахстана. Многие были отличниками, и, в общем, все были настроены очень оптимистично. Начались первые лекции, и с самого начала все стали замечать, что многие преподаватели начали прогуливать пары, многие просто раздавали нам свои распечатки и занимались своими делами. Было и такое, что материалы, регулярно раздаваемые лектором, абсолютно не соответствовали предмету, а именно - под нужным заголовком давался текст «левого» предмета. Хочу сказать, что были и добросовестные преподаватели, которые читали интересные лекции и добросовестно посещали свои уроки. Нагрузка была смешная, по крайней мере, по сравнению со школой, которую я закончил, и чем дальше мы учились, тем больше нам спускали все с рук. Многим нерадивым студентам это нравилось, и они даже были рады тому, что преподаватели не появляются на парах...Но большинство, конечно, осознавали проблему, однако сделать ничего не могли.


Чем больше я учился, тем меньше мне это нравилось. Я пришел в университет за знаниями, а не просто за дипломом. При поступлении нам сказали, что в наш университет работает по Болонской системе, и мы сможем сами выбирать предметы, которые нам интересны. На самом же деле, никто нас ни о чем не спрашивал - нам просто говорили, что нужно указать, и это без всяких вариантов.


К концу первого курса мое состояние можно было описать одним словом - депрессия. Больше всего меня бесило то, что Евразийский национальный университет занимает первое место в рейтинге ВУЗов Казахстана. Сразу возникает вопрос - если такое происходит в ЕНУ, то, что творится в остальных "непрестижных" университетах!? Многие скажут, что кто хочет учиться, тот найдет способ, можно заниматься самообразованием. Но тут следует сказать, что стоимость обучения в Евразийском национальном университете составляет 650 000-700 000 тг. Многие шутят, что за такие деньги можно отучиться в Европе. Я согласен с тем, что образование это - ценный товар и должен стоить дорого, но цена должна соответствовать качеству предоставляемых услуг.


Встает вопрос - куда идут эти деньги? Общежития переполнены, 2 корпуса - ЦИСИ и ФСН разваливаются на глазах, лаборатории очень скудно оснащены, а малюсенький спортивный зал, где занимаются по 2-3 факультета за раз, заслуживает особого упоминания.


Я бывал в Назарбаев Университете (НУ). И тут в глаза бросается сильный контраст между ВУЗами. Когда ты находишься в НУ, то понимаешь, что там все сделано для студентов: удобные общежития, где у каждого есть свой стол, хорошо оборудованные лаборатории, прекрасная библиотека, большой спортивный комплекс, да и сам внешний вид аудиторий. Почему же такая пропасть между этими ВУЗами? В чем же проблема Казахстанского образования? В системе распределения грантов, напоминающую русскую рулетку, когда абитуриенты поступают не туда, куда хотят, а туда, куда пройдут? В уровне оснащения университета? Или в нерадивых преподавателях? Почему же тогда в таких ВУЗах, как Назарбаев Университет, КБТУ и KIMEP уровень образования на порядок выше, чем в ВУЗах национальных?


В прошлом году я закончил обучение в этом ВУЗе. На последнем курсе, за несколько месяцев до защиты диплома, с нас потребовали предоставить справки с печатью «с места работы» с любого места, дабы создать видимость 100% трудоустройства выпускников. Хотя, на самом деле, ни один из нас еще не имеет работы.


Многие преподаватели спрашивали у нас, хотим ли мы поступать в магистратуру в ЕНУ. В таких ситуациях мы обычно улыбались, молчали и опускали глаза. Все боялись сказать вслух о том, что нас не устраивает или боялись попасть «на глаза» кафедры.


Сам я твердо решил, буду поступать в магистратуру в зарубежный ВУЗ. Единственное, что я чувствую после 4 лет в лучшем ВУЗе Казахстана это - разочарование. Под конец, хочу дать советы будущим абитуриентам, чтобы они не повторяли моих ошибок:


1. Не стоит покупаться на громкие названия, словосочетание «Национальный ВУЗ» уже давно не синоним качества.


2. Будьте критичными. Не стоит слепо верить тому, что написано на сайте ВУЗа и тому, что говорят сотрудники приемной комиссии. Их цель - заманить как можно больше абитуриентов на факультет.


3. Много раз слышал от знакомых, что при подаче заявлений на грант им говорили: «У Вас слишком мало баллов - Вы точно не пройдете в университет Х. Подайте лучше в наш ВУЗ!» (Это так же способ заманить вас в университет).


4. Читайте сайты об образовании и ВУЗах - там много отзывов и другой полезной информации.


5. Сейчас у всех есть страницы в социальных сетях - найдите студентов ВУЗа, куда вы хотите поступить и спросите у них то, что вас интересует.


6. Не бойтесь задавать вопросы. Где работают ваши выпускники? Сколько человек поступило к вам в прошлом году? Какие предметы я буду изучать, и что мне это даст?


7. Помните, чем сложнее попасть в ВУЗ, тем больше вероятности, что вам предоставят качественное образование.

Другие новости