Подводим итоги прошедшей недели
Пикантный промо-ролик к фильму ужасов вызвал ожесточенные споры в Кыргызстане: если одни увидели в клипе признаки эмансипации кыргызской женщины, то другие — угрозу национальной безопасности.
Различные мнения по поводу скандального ролика приводит бишкекская журналистка Нуржамал Джанибекова в статье на eurasianet.org. Как отмечает журналистка, случай стал лишь последним эпизодом в непрекращающихся спорах по поводу консервативных и либеральных ценностей.
Table of contents [Show]
Выпущенный недавно музыкальный клип, рекламирующий предстоящий выход нового художественного фильма, вызвал волну негодования по поводу якобы неприличного поведения снявшихся в клипе девушек. В клипе, целью которого было вызвать интерес к фильму ужасов «Албарсты», который должен появиться в кинотеатрах 1 июня, три девушки поют в сладострастном ожидании прихода главного героя фильма – Албарсты. Хотя тон самого фильма серьезен и драматичен, его создатели решили использовать для рекламы нечто более веселое.
Согласно кыргызским легендам, Албарсты – таинственное и злобное существо, являющееся к спящей жертве, чтобы задушить ее. Но в клипе создатели все перевернули с ног на голову, добавив намеки на сексуальные шалости:
«Каждую ночь я лежу в постели обнаженная.
Он приходит, но я делаю вид, что не вижу его.
Он ложится сверху, и тут все начинается!
Сначала Албарсты играет со мной, а потом я играю с ним…»
Как будто этого было мало – а мало консервативному лобби в Кыргызстане совсем не показалось – в клипе начинает петь и сам Албарсты:
«Я играю с девочками, я играю с мальчиками,
Я играю со старыми, я играю с молодыми…
Я играю даже с козами!»
Всего лишь юмор
Бурная реакция интернет-сообщества не заставила себя ждать, что несколько удивило создателей клипа. Рано Алымбаева, одна из снявшихся в клипе девушек, объяснила, что главной целью была реклама фильма.
«Мы решили к выходу фильма снять этот клип с каплей черного юмора. Для людей от 18 и старше», – сказала она.
Режиссера клипа Аскара Думанаева удивило возмущение в обществе.
«Мы не думали, что люди так критично и цинично отнесутся [к клипу], –
сказал он.
– Юмор – это юмор, людям надо немного проще и спокойнее ко всему относиться».
«Не шутите с потусторонними силами!»
По мнению критиков, возмущение вызывает распущенность клипа, а также – что еще хуже – создатели клипа «замарали» кыргызские народные легенды сексуальной тематикой.
«Это был полный отстой, –
сказал Урмат Калеев, бывший член Академии наук КР. –
Во-первых, клип аморален. Во-вторых, они что, совсем не знают, какие клипы снимать? В-третьих, что это за клоунада? Ну и в-четвертых,
не следует шутить с потусторонними силами. Они вас будут преследовать!»
Многие представители интернет-сообщества, судя по всему, разделяют подобную точку зрения. Некоторые даже заявили, что снявшиеся в клипе девушки – «проститутки», навлекшие «позор на нацию».
«Мы, кыргызы, ценим такие понятия как дисциплина, традиции и устои.
Если мы позволим нашим красавицам нравственно пасть, тогда завтра мы можем просто отдать свою землю,
свободу и достоинство соседним нациям», – гласит комментарий на YouTube, получивший наибольшее число голосов.
Голоса поддержки
Но не стали молчать и представители противоположного лагеря, высказывавшиеся в поддержку девушек за то, что те подшутили над традиционными нравами и бросили вызов табу на сексуальную тематику в индустрии развлечений.
«В нашем обществе со всеми его пунктиками, так критично относящемуся к творческому самовыражению, я полностью поддерживаю подобные клипы. Клип был веселым, хотя юмор был иногда.., ну, вы понимаете… Однако
мне понравилось, что девушки не стеснялись и не боялись», –
сказал бишкекский предприниматель Сумсарбек Мамирали, считающий себя феминистом.
Бишкекская активистка Рейна Артурова несколько более скептически отнеслась к юмору в клипе. По ее словам, хотя нельзя сказать, что клип продвигает идеалы феминизма, положительным аспектом было, что девушки в клипе изображены в качестве активных участниц, а не беспомощных жертв.
В кыргызском Интернете в последнее время растет масса сексистского юмора,
где женщин выставляют в подчиненном положении по отношению к мужчинам, а клип про Албарсты, по словам Артуровой, пошел против течения.
«Все это может показаться просто шуткой, но они навязывают нам неравную роль в обществе, – сказала она. –
Когда в песне затрагиваются запрещенные темы и интимные вопросы, это признак эмансипации женщин», —
подчеркивает Артурова.