Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
В свете последних событий проблема природных катастроф выходит на первый план. Например, в сложной паводковой обстановке казахстанцы винят чиновников. Многие считают, что именно они в ответе за происходящее. Так ли это? Следует ли искать виноватых только в чиновниках? И какой урон природе наносят сами казахстанцы? Об этом и многом другом корреспонденту ZTB News в эксклюзивном интервью рассказал депутат маслихата Алматы и эколог Тимур Елеусизов.
- Тимур Мэлсович, сейчас в стране актуальна проблема паводков. Как вы думаете, это только природный катаклизм или все-таки казахстанцы сами усугубляют экологическую обстановку?
- Одна из причин загрязнений кроется в том, что сегодня не всем по карману установка хороших септиков. Многие просто роют яму и в неё сбрасывают всевозможные отходы. В условиях паводков эти отходы поднимаются в воде и она выносит их на поля. В последующем, когда на них будут высаживать растения и начнут сбор урожая, окажется, что он будет отравлен. Более того, паводками унесло и скот. Мертвые туши тоже будут разлагаться и создастся благоприятная среда для развития различных бактериальных заболеваний, в том числе кишечной палочки. Десять регионов страны сейчас в воде. Учитывая, что в каждом из них есть мусорные полигоны, представьте, какой огромный объём отходов вышел наружу. Все сразу не уберут, это будет простаивать. Всё это вкупе приведет к большим экологическим последствиям и отразится на здоровье человека.
- Как вы считаете, какова доля ответственности граждан и государства в возникновении проблем, связанных с паводками?
- Если говорить в целом, то люди сами виноваты. Многие строят недвижимость вдоль русел рек, нарушая водоохранные полосы и зоны. В результате люди не только отравляют воду отходами своей жизнедеятельности, но и дома, построенные на побережье, смывает в первую очередь. Мы видим, что затопило там, где большие впадины. Кроме того, государство ничего не делает по дноуглубительным работам. Соответственно, уровень воды становится выше и ей легко выйти из берегов. Бывают случаи, когда вокруг реки специально создают небольшое озеро и ставят дамбу. Но, как показывает практика, это не самый эффективный способ ведения ирригационных систем. Должны быть водоотводные каналы и накопители для воды с прямым выходом в реку. А у нас по пути реки ставят небольшое водохранилище и дамбу. Рядом с этими объектами люди еще умудряются строить дома. И когда дамбу прорывает, вся эта недвижимость уходит в никуда. Это как раз человеческий фактор и антропогенное воздействие.
- Смогут ли, на ваш взгляд, исполнительные органы ликвидировать последствия паводков в полном объеме? И что делать казахстанцам, чтобы избежать повторения такой же проблемы в будущем?
- Полагаю, что последствия паводков никак ликвидировать не будут, как всегда, махнут рукой. Гражданам, в свою очередь, надо помнить о том, что строить дома нужно на удалении от рек или на возвышенности. Лучше всего создавать искусственные пьедесталы. Как известно, в некоторых регионах вода поднялась на 3-4 метра и больше. Еще я бы рекомендовал сажать густые зелёные массивы вдоль русел рек. Деревья предотвращают испарение воды и разлив рек.
- Какой урон казахстанцы наносят почве?
- При строительстве домов некоторые люди снимают плодородный слой земли и потом его реализуют или просто выкидывают. Таким образом происходит эрозия почвы, которая в дальнейшем приводит к движению песков. Соответственно, пыль поднимается в воздух. А когда идут сильные дожди, вода не задерживается в земле и просто стекает. В дальнейшем это может привести к большим размоинам и впадинам, которые провоцируют различные оползни и сели. Я считаю, это всё результат некомпетентной работы государственных органов.
- А что насчёт загрязнения атмосферы? Одно время считалось, что одна из проблем грязного воздуха - несоблюдение стандартов ввоза автомобилей в Казахстан.
- Это уже вопрос сертификации, который необходимо ужесточать. Очень много недобросовестных компаний, которые дают стандарт Евро-4. Хотя по факту из Арабских стран или с Америки привозят автомобили с двигателями стандарта Евро-0 без катализаторов. Тяжёлые металлы, бензолы, свинец, сера выбрасываются в атмосферу. Естественно в городах портится воздух.
- Это как-то можно выявить при ввозе авто? Как считаете, сами люди несут за это ответственность?
- Те лаборатории на экопостах, которые у нас есть, не могут определить, «американец» это или «европеец». Условно, Tayota Hilux 2018 года выпуска по факту стандарта Евро-0, но машина растаможена как Евро-4. Это всё большая коррупционная схема и лоббизм со стороны чиновников, которые на этом обогащаются.
- Как вы считаете, какие действия со стороны государства и самих граждан помогут решить эти проблемы?
- Эта проблема комплексная. Её нельзя однобоко рассматривать, нужно глубокое изучение. Для начала государству нужно соорудить водоотводные каналы с накопителями и провести озеленение всех подтопленных территорий. К тому же скоро лето и наверняка начнётся засуха. Воды мы не смогли накопить, соответственно, поля нечем будет поливать. Это может привести к удорожанию продуктов питания, которые придётся закупать у наших соседей.