Злоумышленник требовал 700 тысяч тенге у сотрудника полиции
Возможный запрет онлайн-кредитования обсудили депутаты мажилиса с главой агентства по регулированию и развитию финансового рынка и представителем Национального банка, передает ZTB News.
Член комитета по экономической реформе и региональному развитию Никита Шаталов, напомнил, что казахстанцы регулярно получают звонки от телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками банка. По его словам, поступает множество жалоб от граждан, ставших жертвами таких преступлений.
Считается, что популярность подобных мошеннических схем обусловлена доступностью и простотой онлайн-кредитования. В связи с этим группа общественников запустила петицию, направленную на запрет выдачи онлайн-кредитов в Казахстане. Обсуждается предложение депутатов о введении такого запрета, и ожидается заключение правительства по соответствующей поправке. Вопрос заключается в том, какова позиция агентства по регулированию и развитию финансового рынка? - поинтересовался депутат.
Председатель агентства Мадина Абылкасымова рассказала, что ей известно об этой петиции, однако на сегодняшний день почти все финансовые и банковские услуги предоставляются онлайн через мобильные приложения, что способствует цифровизации этих услуг.
Это затрагивает интересы многих казахстанцев, которые ежедневно пользуются такими услугами. Чтобы не ограничивать доступ граждан к онлайн-кредитованию, мы считаем введение прямого запрета на такие займы преждевременным. Предлагаем рассмотреть другие механизмы, которые помогут более эффективно бороться с онлайн-мошенничеством. В частности, речь идет о мерах по сокращению периода между подачей заявки на кредит и его одобрением. Также предполагается рассмотреть высокорисковые операции, которые чаще всего используются мошенниками, с особым вниманием к наиболее уязвимым слоям населения. Эти предложения находятся в стадии обсуждения, и меры будут выработаны на основе этих дискуссий, - считает Абылкасымова.
Заместитель председателя Национального банка Виталий Тутушкин также считает, что полный запрет на предоставление эффективных банковских услуг является шагом назад. Особенно в условиях цифровизации не только банковских, но и других услуг, включая государственные.
Однако банк согласен с необходимостью усиленного контроля за финансовыми услугами. В конце июля прошлого года был запущен антифрод-центр, который с момента своего запуска обработал более 5500 инцидентов на сумму 600 млн тенге, - рассказал Тутушкин
По его словам, примерно 17 млн тенге были возвращены добровольно.
Мы в Национальном банке уверены, что дальнейшее развитие антифрод-центра существенно сократит количество мошеннических схем. Это важный шаг в обеспечении безопасности наших граждан и финансовой системы в целом. Однако, мы также видим необходимость привлечения к работе антифрод-центра более широкого круга участников из представителей общественности, национальных органов безопасности и сотовых операторов, которые пока не вовлечены в этот процесс. Совместные усилия помогут эффективнее противостоять финансовым преступлениям, - считает Тутушкин.
Антифрод-центр приостанавливает подозрительные транзакции, выявленные банком или клиентом, и вносит их в базу данных. Затем информация передаётся в правоохранительные органы, которые в течение трёх дней решают, является ли операция мошеннической. Если факт мошенничества подтверждается, начинаются процессуальные действия, а клиент попадает в базу данных. Если мошенничество не подтверждается, операция возобновляется.
Ранее мы рассказывали, как мошенники оформили на астанчанку кредит на миллионы тенге. Потерпевшая подала заявку на аннулирование займов.