Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
Как провести школьные каникулы с пользой? Ответ на этот, актуальный сегодня для многих родителей, вопрос знают в Восточном Казахстане и отвечают: “Отправить ребенка учить казахский язык!”. Причем именно в гостевую семью, то есть с полным погружением в язык, культуру и традиции казахского народа. Апробированный в прошлом году пилотный проект управления образования ВКО “Гостевая семья” стал невероятно популярным. Принять участие в нем теперь хотят не только русскоязычные семьи населенных пунктов Восточного Казахстана, но и других регионов.
Первый блин не комом
Суть проекта сводилась к тому, что школьников на 20 дней отправляли “в гости” в семью, где в основном говорят на казахском. Несмотря на то, что в мировой практике данный опыт изучения языков используется давно, в казахстанской системе образования его применили впервые.
По словам руководителя управления образования ВКО Иннесы Чернышовой, смысл проекта не только в том, что дети, которые недостаточно хорошо владеют государственным языком, жили в казахоязычных семьях и изучали практический язык.
Наша цель была шире. Мы хотели, чтобы ребята узнали историю края, познакомились с традициями, обычаями казахского народа, попробовали себя в игре на казахских народных инструментах, увидели местные достопримечательности, посетили интересные места. Неслучайно выбор пал на красивейший Катон-Карагайский район с чудесной природой, богатой историей, – рассказала руководитель Управления образования ВКО Инесса Чернышева.
Действительно, выбирая села для проживания - Катон, Урыль, Берель, ориентировались не только на красоту заповедных мест с краснокнижными животными и растениями, но и на их расположение. Именно здесь находятся ценнейшие для истории и археологии места. Например, знаменитая гора Белуха или Берельские курганы, где во время раскопок нашли предметы быта древних людей, по оценке ученых, относящихся к сакскому периоду.
Подготовка была тщательной, главное было правильно выбрать семьи, где поселят приезжих школьников. Понятно, что обязательным стало отсутствие судимости, учета в наркологическом, психоневрологическом диспансерах у взрослых членов принимающей семьи, - рассказали в управлении образования.
Старались учесть все: начиная с педагогического образования хотя бы одного из “родителей” принимающей стороны и заканчивая тем, что школьников селили парами, которые тоже подбирали, исходя из интересов ребят. Также учитывалось наличие собственных детей в семье, чтобы ребята быстрее адаптировались и соответствующие условия проживания.
Участие в проекте для учеников и их родителей было бесплатным, а вот семьям прием гостей оплачивался. На каждого “гостя” выделяли по 181500 тенге. Денег должно было хватить на все необходимое, включая питание, предметы первой необходимости, билеты на выставки и экскурсии.
Предполагалось, что за время пребывания в семье словарный запас школьников пополнится 200 новыми словами на казахском языке. Кстати, детей для проекта тоже отбирали. Во-первых, смотрели на возраст - предпочтение отдавали претендентам от 12 до 14 лет. Во-вторых, обращали внимание на место их проживания. В проекте приняли участие ребята из Усть-Каменогорска, Риддера, Алтая, а также Шемонаихинского и Глубоковского районов. Всего 68 школьников.
Не менее тщательно подошли и к программе пребывания. Экскурсии, обучение, поездки, даже дискотеки и походы в гости, но при условии, что общение происходит только на казахском языке.
“Язык знать надо – мы не собираемся уезжать”
Именно этим руководствовалась мама 12-летней Насти из г. Шемонаиха, когда решила, что дочери необходимо принять участие в проекте. По словам Нины Назмиевой, в дальнюю поездку одну младшую дочь она впервые отпустила прошлым летом, да еще и на 20 дней.
Конечно, переживали, но сомнений по поводу того, что надо или не надо участвовать в проекте, не было ни секунды. Мы не собираемся никуда уезжать из Казахстана. Это наша Родина, мы здесь выросли, наши дети здесь живут, учатся, поэтому знать язык надо, - говорит Надежда Назмиева.
По словам женщины, у дочери по казахскому языку в школе пятерка, но она понимает, что девочке не хватает именно практики в применении языка.
Настю и девочку из Глубоковского района Кристину, семья, где они жили, приняла очень хорошо. У детей была отдельная комната, их отлично кормили, проблем в общении не было никаких. А смена обстановки только пошла на пользу. Настена все время присылала фотографии телят, уж очень они ей нравились, - смеется Нина Назимева.
В полном восторге от участия сына в проекте и мама Дениса - Ирина Хрулева. Как отмечает женщина, волнения за мальчика, конечно, были, но представители управления образования всегда находились на связи и оперативно отвечали на все вопросы родителей. Все в проекте было продумано буквально до мелочей.
Судя по тому, что на все мои звонки и расспросы сын неизменно отвечал: “Все хорошо. Я побежал. Пока-пока”, ему, действительно, было интересно и просто – некогда со мной разговаривать, - рассказывает Ирина Хрулева.
По его словам самого Дениса, из всей насыщенной мероприятиями программы больше всего ему запомнились занятия по игре на национальных инструментах, приготовление блюд и, конечно же, уроки казахского языка. Они проходили в интересной, увлекательной форме.
Приобретенные навыки очень помогли парню в новом учебном году. И хоть Денис учится в школе на отлично по всем предметам, признается, что после поездки уроки казахского стали даваться ему легче. На вопрос: “Хотел бы он еще раз “погостить в семье”, Денис, не задумываясь, ответил: “Да!”.
Правда, в управлении образования ВКО пояснили, что дважды принять участие в проекте не получится – слишком много желающих. Как раз сейчас формируются списки тех, кто будет на этих каникулах совмещать изучение языка с интересным времяпрепровождением.
Известно, что география расселения ребят будет расширена. Теперь школьники смогут изучать язык, культуру и традиции не только в Катон-Карагайском районе, но и в других районах Восточно-Казахстанской области.