Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
Телефонное мошенничество давно стало частью нашей жизни. Едва ли найдется кто-то, не получавший звонков с неизвестного номера от “сотрудника службы безопасности банка”. Большинство людей моментально сбрасывают такие вызовы, но, как оказалось, не все, сообщает ZTB News.
Свою историю нашему корреспонденту рассказала астанчанка Сауле Саркенова, и ее история наглядно демонстрирует, как действуют подобные схемы и к чему приводит доверчивость.
31 июля женщине позвонил с неизвестного номера тот самый “представитель службы безопасности" одного из крупных банков.
Он сообщил о подозрительном кредите и спросил, открывала ли я его. Когда я ответила отрицательно, “представитель” сказал, что начнёт расследование и передаст дело сотруднику другого учреждения, который займётся кредитами, — рассказывает Сауле.
Женщина общалась со своими собеседниками до полуночи. Один из них, якобы помогая устранить последствия мошеннических действий, предложил ей перевести деньги через мобильное приложение банка на некий номер телефона. Сауле не знала, что такой перевод позволяет снимать деньги в банкомате без карты.
Далее “сотрудник” предложил открыть новые кредиты с подлинными данными, чтобы аннулировать мошеннические. Сауле поверила ему, и запросы на кредиты были отправлены в пять финансовых учреждений. Из-за позднего времени три из них обработали запросы только на следующий день. Кредиты выдали микрофинансовая организация (400 тыс тенге) и один из крупных банков (7 млн тенге).
Мошенники сразу сняли деньги из кабинета МФО. В случае с крупным банком “сотрудник” предоставил номера телефонов и счета для перевода средств, уверяя, что это защитит деньги Сауле. Женщина находилась под постоянным контролем мошенника, который требовал звонить по видео и показывать всё, что отображается на её телефоне.
Когда я осознала масштаб произошедшего, в панике вызвала полицию. Мошенник продолжал угрожать и звонить несколько дней. Недавно снова позвонили, представившись Интерполом, и заявили, что нашли мошенников, — рассказывает Сауле.
Саркенова осталась без денег. Ей не помогли родные и коллеги. В полиции и банках ей сказали, что она сама несёт ответственность за случившееся, хотя она утверждает, что была под полным влиянием мошенника. Девушка не теряет надежды и подала заявление на аннулирование кредитов в банки. В одном из них срок рассмотрения составляет 6 месяцев, в другом — 2, один из которых уже истек.
Прокомментировать произошедшую ситуацию мы попросили специалистов из Агентства по регулированию и развитию финансового рынка в рамках проекта Fingramota.kz.
- К сожалению, потерпевшая обратилась в правоохранительные органы очень поздно. Нужно было сразу после разговора с мошенником заблокировать все карточки - банк их перевыпустит, сменить все пароли (финансовые приложения, почта, соцсети), установить «Стоп, кредит». В случае, если стоит услуга «Стоп, кредит», то последующие автоматически заявки аннулируются. Если есть сомнения насчет какой-либо финансовой ситуации, к примеру, в случае с девушкой из Астаны, то граждане могут позвонить в call-центр и получить рекомендации по номеру 1459, - комментируют в агенстве.
По словам специалистов, популярная схема мошенников включает оформление подставных кредитов с использованием персональных данных. Для этого мошенники могут запросить СМС-подтверждения, ИИН, пароли от мобильных приложений, а также полные реквизиты банковских карт, включая трехзначный код на обороте и дату выпуска.
Мошенники часто маскируются под сотрудников банков, служб безопасности или правоохранительных органов, отправляя фейковые документы, чтобы создать видимость своей легитимности. Цель их действий — получить конфиденциальные данные для опустошения банковских счетов и оформления подставных кредитов на имя жертвы, - говорят они.
Напомним, что с начала сентября в Казахстане введена услуга «СтопКредит» (https://ztb.kz/kazaxstancy-mogut-navsegda-otkazatsia-ot-kreditov), которая поможет бороться с подобными мошенничествами. При оформлении услуги, если мошенники всё же оформят подставные кредиты на ваше имя, банки будут компенсировать ущерб. Однако, если человек сам оформил кредиты по ошибке, как это произошло в случае нашей героини, единственным выходом остаётся обратиться в правоохранительные органы и надеяться на их помощь в поимке преступников.