Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
Телефонное мошенничество давно стало частью нашей жизни. Едва ли найдется кто-то, не получавший звонков с неизвестного номера от “сотрудника службы безопасности банка”. Большинство людей моментально сбрасывают такие вызовы, но, как оказалось, не все.
Астанчанка Сауле Саркенова рассказала корреспонденту ZTB News, как действуют подобные схемы и к чему приводит доверчивость.
31 июля женщине позвонил с неизвестного номера “представитель службы безопасности" одного из крупных банков.
Он сообщил о подозрительном кредите и спросил, открывала ли я его. Когда я ответила отрицательно, “представитель” сказал, что начнёт расследование и передаст дело сотруднику другого учреждения, который займётся кредитами, - рассказывает Сауле.
Женщина общалась со своими собеседниками до полуночи. Один из них, якобы помогая устранить последствия мошеннических действий, предложил ей перевести деньги через мобильное приложение банка на некий номер телефона. Сауле не знала, что деньги в банкомате можно снять и без карты.
Далее “сотрудник” предложил открыть новые кредиты с подлинными данными, чтобы аннулировать мошеннические. Сауле поверила ему, и заявки были отправлены в пять финансовых учреждений. Кредиты выдали микрофинансовая организация (400 тыс тенге) и один из банков (7 млн тенге).
Мошенники сразу сняли деньги из кабинета МФО. В случае с банком “сотрудник” предоставил номера телефонов и счета для перевода средств, уверяя, что это защитит деньги Сауле. Женщина находилась под постоянным контролем мошенника, который требовал звонить по видео и показывать всё, что отображается на её телефоне.
Когда я осознала масштаб произошедшего, в панике вызвала полицию. “Сотрудники” продолжали угрожать и звонить несколько дней. Недавно снова - представились Интерполом, и заявили, что нашли мошенников, — рассказывает Сауле.
Саркенова осталась без денег. Ей помогли родные и коллеги. В полиции и банках сказали, что женщина сама несёт ответственность за случившееся. Сауле сетует на то, что оказалась под полным влиянием мошенников. Но она не потеряла надежду и подала заявление на аннулирование кредитов в банки. В одном из них срок рассмотрения составляет шесть месяцев, в другом - два, один из которых уже истек.
Прокомментировать ситуацию мы попросили специалистов из Агентства по регулированию и развитию финансового рынка.
К сожалению, потерпевшая обратилась в правоохранительные органы очень поздно. Нужно было сразу после разговора с мошенником заблокировать все карточки - банк их перевыпустит, сменить все пароли (финансовые приложения, почта, соцсети), установить “Стоп кредит”. Если услуга подключена, то последующие заявки автоматически аннулируются. Если есть сомнения насчет какой-либо финансовой ситуации, как в случае с женщиной из Астаны, граждане могут позвонить в call-центр и получить рекомендации по номеру 1459, - сообщили в агентстве.
По словам специалистов, популярная схема мошенников включает оформление подставных кредитов с использованием персональных данных. Для этого мошенники могут запросить СМС-подтверждения, ИИН, пароли от мобильных приложений, а также полные реквизиты банковских карт, включая трехзначный код на обороте и дату выпуска.
Мошенники часто маскируются под сотрудников банков, служб безопасности или правоохранительных органов, отправляя фейковые документы, чтобы создать видимость своей легитимности. Цель их действий — получить конфиденциальные данные для опустошения банковских счетов и оформления подставных кредитов на имя жертвы, - говорят они.
С начала сентября для борьбы с подобными видами мошенничества в Казахстане введена услуга “Стоп кредит”. Если она подключена и злоумышленники всё же оформили подставной заем на человека, банки будут компенсировать ущерб. Однако, если человек сам взял кредит по ошибке, как это произошло в случае нашей героини, единственным выходом остаётся обратиться в правоохранительные органы и надеяться на их помощь в поимке преступников.