Казахстанцы стали экономить на кафе и ресторанах


1,351 просмотров
0 0 Поделиться

Как оказалось, теперь казахстанцы все меньше питаются вне дома. Но экономить люди решили не только на кафе и ресторанах. Это выяснилось во время исследования на тему: “Влияние роста цен на казахстанских покупателей”. Его результаты озвучила Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор международного аналитического агентства NielsenIQ Kazakhstan, на бизнес-конференции международной выставки моды Central Asia Fashion. Согласно опросу, 50% казахстанцев считают, что страна находится в кризисе. При этом в потребительском настроении граждан наблюдается позитивная динамика. 

Каждый квартал мы измеряем по Казахстану, как чувствуют себя покупатели, насколько они оптимистичные или пессимистичные? Если в прошлом году 70% казахстанцев считали, что страна находится в экономическом кризисе, и, соответственно, экономили, то сейчас так считают только 50% жителей. Режим экономии уменьшается, потребительское настроение улучшается, позитив преобладает, - сказала Мадина Сейсенгалиева.

66-1
Фото: пресс-служба CAF

По ее словам, у покупателей произошла адаптация к новым условиям и росту цен. Немаловажным фактором в изменении потребительского настроения стало снижение уровня инфляции. 

Когда цены начинают расти, меняется среда. Покупатель сжимается и активно сокращает свои расходы. Затем он приходит в магазин с новыми ценами и в итоге понимает, что как раньше, они уже не будут. В добавок к этому мы видим, что инфляция в стране имеет тенденцию к замедлению. Уже в начале этого года она была менее 10%. Цены ниже не стали, просто их скорость роста значительно замедлилась. Сейчас это новая норма, с которой нужно жить, - считает эксперт.

03
Фото: пресс-служба CAF

Анализируя причины ухудшения финансового положения среди потребителей, Мадина Сейсенгалиева отметила, что события последних лет привели к тому, что стоимость жизни объективно стала дороже. Причем тренд на “удорожание стоимости жизни” присущ не только Казахстану, но и всему миру. По данным аналитики, 77% покупателей говорят о том, что существенно увеличили свои ежедневные траты. Еще 41% респондентов заметили, что текущая экономическая ситуация напрямую сказывается на их покупательском поведении.

99
Фото: пресс-служба CAF

76% покупателей так или иначе меняют свои стратегии поведения, чтобы уложиться в бюджет. Наиболее часто используемая тактика поведения – это покупка самого необходимого и отказ от излишеств. На втором месте – поиск и покупка товаров со скидкой. Это когда покупатель приходит в магазин и ищет товары исключительно со скидкой. Интересный факт, что 76% казахстанских покупателей активно ищут способы сэкономить, тогда как 45% опрошенных перешли на новый бренд. Сейчас внутри покупателя происходит психологический раздрайв: есть желания, потребности и то, что он себе может позволить, - делится результатами исследования эксперт.

22-1
Фото: пресс-служба CAF

Как говорит эксперт, под влиянием различных факторов потребности покупателей меняются и вместе с ними появляются новые ценности. В их числе: домашний образ жизни, бережливость, забота о здоровье, управление стрессом, планирование бюджета и стремление к удобству.

Если раньше люди выходили покушать или развлекаться за пределами дома, то сейчас большинство покупателей хотят проводить время дома. Именно поэтому мы наблюдаем стабильный рост различных развлечений для дома: стриминговые сервисы, социальные сети, хобби. В Казахстане начинает набирать популярность тренд на осознанное потребление. Мы покупаем только то, что съедим, или только ту одежду, которая нам сейчас нужна. Безусловно, это не останавливает от эмоциональных покупок, но их уже заметно меньше, - полагает эксперт.

33 (1)
Фото: пресс-служба CAF

Есть часть расходов, где покупатель активно сокращает свои расходы: питание вне дома, развлечения , покупка новой одежды. Любопытный факт, что развлечения за пределами дома постепенно перемещаются домой. Это устойчивый тренд, который идет на увеличение. В структуре расходов в первую очередь растет важность товаров первой необходимости. В некоторых случаях, как например, с одеждой, покупатели готовы уже меньше экономить, чем это было в прошлом году, - говорит Мадина Сейсенгалиева.

77-1
Фото: пресс-служба CAF

Рассуждая о группах покупателей, их специфике и тактике поведения в меняющихся условиях, эксперт Мадина Сейсенгалиева отметила, что все еще преобладают “осторожные потребители” (40,8%). На втором месте - “уязвимые потребители” (38%). Самая благополучная группа - “преуспевающие потребители” (21%). Это те, кто в условиях рыночных изменений никак не поменял свои потребительские привычки.

По мнению эксперта, поляризация между этими группами покупателей усиливается. В итоге самые обеспеченные категории покупателей продолжают расти, а самые уязвимые - демонстрируют признаки отката. Подобная поляризация людей по доходу продолжает увеличиваться и в других странах мира.

44
Фото: пресс-служба CAF

 

Другие новости